2001 3/4

Габдулла Буби: «Без основательных знаний и просвещения невозможно узнать болезни нации и по-настоящему лечить их»

Буби (Нигматуллин) Габдулла Габдулгаллямович родился 9 ноября 1871 года1 в д. Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне — Агрызский р-н РТ) в семье муллы и мударриса Габдулгалляма Нигматулловича Нигматуллина (1834-1903). Взросление его пришлось на 80-е годы, когда реалии второй половины XIX века требовали нового осмысления эпохи. Образование Г.Буби получил в медресе своего отца. "Хотя наше старое медресе и не пользовалось славой на стороне, — вспоминал он, — в нем обучали всему, чему учили в знаменитых в то время медресе Тюнтер, Кышкар, Казани. Даже толкование Корана и хадисы, чему в тех медресе не обучали или обучали очень мало и лишь летом во время каникул, было внесено в число уроков нашего медресе"2.
В формировании и развитии мировоззрения человека первостепенное значение имеют среда, близкое окружение, воспитание. Особая атмосфера уважения к знанию и книгам, царившая в семье, окружала мальчика с детства. Истинным образцом служения знаниям и просвещению были для него родители - Бадрельбанат абыстай и Габдулгаллям хазрат, а также дядя Габдулла, младший брат отца, мударрис знаменитого тогда медресе Стерлибаш. Значительную роль в духовном становлении Г.Буби сыграл его родной брат Губайдулла, который был старше Габдуллы почти на шесть лет. Под их влиянием он рано пристрастился к чтению, много и увлеченно читал. Особенно большое воздействие на него оказали произведения Шигабутдина Марджани, Каюма Насыри, и, конечно же, газета "Тарджеман" И.Гаспринского, идеи которого в сравнительно короткий срок начали завоевывать умы. "Его газета издавалась один-два раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, но действие, производимое этим маленьким листком, было в тысячу раз важнее русского "Нового Времени" или какого-нибудь английского гиганта, вроде "Таймса", - подчеркивал Дж.Валиди. - Прошло несколько лет, и уже плоды его усердной работы вырастали на его глазах. Под влиянием "Тарджемана" открывались в разных концах России масса новых школ, много благотворительных учреждений, начиналась литературная деятельность. Мусульмане России посредством "Тарджемана" ознакомлялись и сообщались друг с другом и осведомлялись о том, что совершается во всем культурном мире. Газета побуждала иных к совершенствованию своих знаний, иных к общественной работе, а иных к литературной, иных к педагогической деятельности, и не прошло десятка лет, как Гаспринский нашел себе сотни сторонников, которые развивали и распространяли идеи великого учителя"3.
Всю жизнь Г.Буби занимался самообразованием, изучал труды арабских просветителей-гуманистов Мухаммеда Абдо, Абдуррахмана ал-Кавакиби, Касима Амина, турецких реформаторов-идеологов "новых османов" Намыка Кямала, Зии-бея, Ахмеда Мидхата (Мидхата-паши) и других. Через их произведения он воспринял идеи французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, а воплощение этих идей стало смыслом его жизни.
Еще будучи шакирдом, Г.Буби стал помогать отцу в медресе, постигая таким образом искусство обучения. Тогда же написал несколько комментариев к классическим арабским учебникам богословия, в которых критиковал старых авторов. Затем увлекся сравнительным изучением религий, написал несколько работ, посвященных критическому анализу христианства.
В 1895 году Г.Буби, ставший к этому времени горячим сторонником и последователем И.Гаспринского, стал указным муллой и с благословения отца приступил к реорганизации ижбубинского медресе. Он отправил одного из своих шакирдов, М.Ф.Га-лимова, в Бахчисарай к И.Гаспринскому для обучения новому методу (ысуле джадид) и на деньги купца М.Ахметзянова построил здание для начальной джадидскои школы из четырех больших комнат (для четырех классов), снабдив их настоящими партами, классными досками и другим оборудованием (чего никогда не было в старых мусульманских школах). Осенью того же года из Стамбула, завершив учебу в передовом турецком учебном заведении "Мектебе муль-киеи шахане", вернулся его старший фат Губайдулла, и Габдулгаллям хазрет полностью передал медресе в ведение братьев и впоследствии ни разу не усомнился в правильности своего решения.
Главным организатором, душой и вдохновителем создания в Иж-Буби очага просвещения, подобного которому не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире, был Габдулла Буби. Но не только братья, а и их жены Насима и Хуснифатима и сестра Мухлиса самозабвенно отдались делу просвещения. А родители своим авторитетом всецело поддержали их начинания. Вспоминая о родителях, Габдулла Буби неоднократно подчеркивал, что ни одно из их с братом начинаний не было бы реализовано, если бы они не ощущали постоянную их поддержку и одобрение.
Постепенно отказываясь от старых книг и приучая шакирдов к новым порядкам, семейство Буби к 1902 году создало комплекс мужской и женской средних школ, где наряду с глубоким изучением богословия давалось и широкое светское образование. Но и в дальнейшем, подвижнически служа высоким просветительским целям, Буби продолжали совершенствовать учебные программы, вводить новые предметы, открывать новые классы. Так, с 1903 года было введено преподавание русского языка, в 1905-1907 годах Буби добились от Сарапульского уездного земства открытия одноклассной женской и двуклассной мужской русско-татарских школ, разрешения выдавать свидетельства с правом преподавания в начальных татарских школах. В Иж-Буби за знаниями потянулась молодежь со всех уголков России — из Казани и Оренбурга, Москвы и Иркутска, Уфы и Ташкента...
Росту популярности медресе Буби способствовало и то, что Габдулла Буби всегда сочетал практическую работу с теоретическим обоснованием и пропагандой своих взглядов. На рубеже XIX-XX веков он выступил с целым рядом публицистических произведений. Особую известность получили его философско-полемические очерки "Хакыйкать, яхуд тугрылык" (Истина, или верность), семь частей которых были опубликованы в Казани в 1904-1906 годах. Остальные (до 1910 г. Г.Буби написал более двадцати очерков под этим названием) после того, как восьмая часть сразу же после издания была запрещена казанским губернатором, широко распространялись среди молодежи в списках.
Раздумывая о судьбах своего народа, Г.Буби приходит к выводу, что действенным средством преодоления его отсталости явится возврат к первоначальному исламу, очищение его от позднейших наслоений.
Как и Ш.Марджани, он считал ислам идеологией, наиболее отвечающей принципам равенства и братства между людьми, отвергающей социальную несправедливость. Вслед за каирским философом М.Абдо он утверждал, что ислам первый из религий обратился к разуму. Именно потому первоначальный, истинный, чистый ислам является, по его мнению, вечной и самой высшей религией, дающей возможность для развития всех естественных потребностей человека. Рационализм Г.Буби был направлен против косности традиционного мышления, против некритического подхода к средневековой интерпретации мусульманского вероучения. "Здесь имеет место не только отречение от старой схоластики, не только стремление к чистому и честному пониманию ислама, но и тенденция к полному примирению ислама с современной европейской культурой... Коран толковался по самой новой моде: его аятам придавались самые невероятные значения в целях осуществления идей нового времени.... Он приводил в изумление молодежь, у которой только-только начала пробуждаться мысль, своей смелостью в религиозных вопросах. Не знаю, было ли другое произведение, так способствовавшее потере авторитета ортодоксального духовенства и крушению старых медресе? Многие из приехавших в Буби учиться, и я в том числе, были лица, прочитавшие "Хакыйкать" и стремившиеся услышать эти мысли из уст самого автора"4-писал татарский литературовед Дж. Валиди, сам окончивший это медресе.
Сведя в одну таблицу изучаемые в медресе Буби предметы и учебные дисциплины российских государственных средних учебных заведений - мужской гимназии (по учебному плану 1914 г.)5, реальных училищ, рассчитанных "на удовлетворение образовательных потребностей средних городских слоев населения"6, Казанской татарской учительской школы (КТУШ), готовившей учителей для русско-татарских школ7, и одной из лучших турецких гимназий "Султания"8, мы сможем воочию увидеть достижения создателей нового для татар учебного заведения. Составленная нами таблица показывает также, как менялось соотношение общего количества недельных часов по предметам в разные годы реорганизации медресе.
В 1910 году известный исламовед Н.А.Бобровников в своей "Записке по вопросу о распространении русского образования среди туземного населения русских владений в Средней Азии" анализирует учебный план медресе Иж-Буби, взятый им из татарской периодики. Он разделил преподаваемые в медресе дисциплины на предметы светские (189 уроков в неделю в восьми классах) и религиозные (24 урока). При этом в число последних он почему-то внес и этику с психологией. По-видимому, здесь сыграл свою роль консерватизм мышления исламоведа - в старых медресе, естественно, речь шла бы о религиозной этике, тогда как в Буби изучалась наука об общечеловеческих, в том числе и мусульманских ценностях. Дело в том, что изменения в медресе Иж-Буби не ограничивались только введением светских предметов в программу обучения, что само по себе было уже проявлением большого мужества. Изменилось содержание обучения: даже религиозные предметы, очищенные от схоластики, зазвучали по-новому.
Н.А.Бобровников и сам обращал на это внимание: "Одного взгляда на эту таблицу достаточно, чтобы убедиться, что времена неподвижности и косности медресе миновали. При 24 уроках в неделю по религии медресе уже не может являться рассадником мусульманского фанатизма. Оно является рассадником чего-то нового, к сожалению, нам мало известного, но, несомненно, для массы народа обаятельного. Бросающиеся в глаза педагогические недочеты этой программы, а равно несомненные недостатки преподавания большого значения иметь не могут, так как медресе, как свободные школы, могут постепенно совершенствовать и то, и другое, руководствуясь опытом. По типу медресе Буби реформируются медресе Европейской России, и за ними, несомненно, и часть медресе Средней Азии"9.

  

Сравнительная таблица предметов обучения*

 

Учебное заведение

Медресе Буби

Гимназия

Реальное училище

КТУШ

"Сулга-ния"

Количество лет обучения

6 кл.

8кл.

8 кл.

8кл.

8 кл.

7кл.

4 кл.

7кл.

Год обучения

1907

1908

1909

1910

1914

1906

1876

1901

Названия предметов

количество недельных часов

Чтение и толкование Корана

 

6

19

7

 

 

9

 

Хадис

 

4

4

4

 

 

+

 

Мусульманское право

9

10

17

II

 

 

+

+

Арабский язык и литература

16

23

24

28

 

 

 

 

Татарский (тюркский) язык и литература

5

15

17

16

 

 

 

 

История ислама

 

8

8

8

 

 

+

 

Всеобщая история и философия истории

10/

8/4

8

6

22/3

19/

 

 

Богословие и красноречие

4/3

3/2

6

5

 

 

+

+/+

География

4

8

11

9

14

12

8

 

Природоведение

8

9

7

7

6

15

8

+

Химия

4

4

4

4

 

 

 

+

Тригонометрия

 

2

2

2

 

 

 

+

Алгебра

5

4

4

5

+

+

 

+

Геометрия

6

5

5

4

+

4-

+

+

Космография

2

2

1

2

 

 

 

+

Арифметика

12

11

10

14

32

35

18

+

Гигиена

2

1

1

1

 

 

 

 

Этика и психология

5

4

3

2

 

 

 

+

Экономика

 

2

2

2

 

 

 

 

Рисование

 

5

6

8

8

14

10

 

Каллшрафия

3

2

4

3

+

2

4

 

Физика

8

6

4

4

10

10

 

 

Французский язык

4-

+

3

4

24

21

 

 

Педагогика и логика

/1

1/1

2/3

4

 

 

4

 

Русский язык

60

78

72

60

34

30

27

 

Персидский язык

3

+

+

+

 

 

 

+

Правила наследования

 

1

1

 

 

 

 

 

Минералогия

1

1

 

 

 

 

 

+

Закон божий

 

 

 

 

16

14

 

 

Черчение

 

 

 

 

 

3

+

 

Законоведение

 

 

 

 

2

2

 

 

Латинский язык

 

 

 

 

30

 

 

 

Шесть западных иностранных языков

 

 

 

 

23

(немец)

26

(немец.)

 

+

Османский язык и литература

 

 

 

 

 

 

 

+

История Османского государства

 

 

 

 

 

 

 

+

Делопроизводство

 

 

 

 

 

 

 

+

Основы перевода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Знак "+" в таблице поставлен там, где количество часов в источнике не указано.

 

Как показывает наша таблица, достижения братьев Буби еще более отчетливо видны при сравнении программы медресе с учебными планами государственных школ России и Турции. По объему изучаемых предметов медресе Иж-Буби вполне сравнимо с гимназиями как России, так и Турции, а по разнообразию даже превосходит русские учебные заведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что очаг просвещения в Иж-Буби к 1910 году вступил в стадию зрелости.
Слава медресе и яркая публицистика Г.Буби обратили на себя внимание царской администрации, результатом чего стали разгром медресе, обыски и аресты. В ночь на 30 января 1911 года в Иж-Буби нагрянули жандармский ротмистр с сотней конных стражников. Обыск-погром, всколыхнувший все татарское общество, продолжался три дня. Братьев Буби и учителей мужского медресе отправили в сарапульскую тюрьму. Материалы следствия составили более десятка томов. Братьям, просидевшим в тюрьме 16 месяцев, были предъявлены обвинения по трем статьям, однако суд, состоявшийся в Сарапуле 28 мая 1912 года, признал Буби виновными лишь по ст. 132 Уголовного уложения о неуважении к властям и распространении литературы бунтовщического характера. Речь шла об очерках "Хакыйкать", в частности, их восьмой и девятой частях, в которых и были усмотрены антиправительственные выпады автора. Г.Буби был приговорен к шести месяцам тюремного заключения.
После освобождения он уехал в г.Кульджу (Китайский Туркестан), где создал женскую учительскую семинарию, стремясь подготовить как можно больше учительниц. Г.Буби полагал, что быстрый прогресс татарского народа возможен только при предоставлении женщинам широких прав и при серьезной постановке их образования: "Нация, половина которой содержится взаперти, ничем не отличается от наполовину парализованного человека"10. Первым и наиважнейшим шагом на пути обеспечения свободы народа является, по его мнению, просвещение: "Без основательных знаний и просвещения невозможно узнать болезни нации и по-настоящему лечить их"11.
В связи с этим интересны и размышления Г.Буби о природе деспотизма во всех проявлениях. Он был твердо убежден, что народ может и должен добиваться своей свободы и победы над деспотизмом. Да, невежественный народ—"пища деспота и его сила". Но если деспот лишается поддержки народа, он теряет почву под ногами. Следовательно, для уничтожения деспотизма и возможности его возрождения нужно, чтобы в умах всего народа созрел сознательный протест против тирании, возникло понимание гибельности деспотического режима. А этого можно достигнуть лишь путем приобщения народа к науке. Между деспотизмом и наукой, считает мыслитель, идет непрекращающаяся борьба. Но не всякая наука может убедить народ, что "свобода дороже жизни", и показать ему "величие и права личности, пути сохранения их и освобождения от гнета, прелести и пользу свободы и равенства"12. Лишь науки об обществе "рассеивают облака, выпускают солнце, воспламеняют сердца, расширяют умы, доказывают человеку, что он человек, показывают народу его права и угнетенность под деспотизмом, учат народ путям достижения и сохранения своих прав". Поэтому, считал Г.Буби, "российское правительство в то время, как дает полную свободу нашим старым религиозным школам, закрывает наши новые дома науки, будящие сознание и мысль, изгоняет наших руководителей школ, пытается погасить знания и просвещение, соответствующие времени и начавшие распространяться среди нас"13.
Г.Буби верил, что падение деспотизма в России близко: "Если в результате этой войны в России наступит свобода — наступит наверняка, — писал он брату осенью) 1914 года, — если нам будет дана свобода открывать школы — обязательно будет дана, если найдется возможность открыть школы Буби — несомненно, найдется, — тогда я здесь не останусь ни дня, возвращусь"14.
Свержение царизма он встретил восторженно. Как и многие представители интеллигенции, Г.Буби верил в светлое будущее татарского народа в свободной России и 1 мая 1917 года двинулся на родину. По пути его всюду встречали как национального героя, приглашали на работу, делились планами. В период коренных общественно-политических изменений, гражданской войны, голода, искренне веря в наступление новой эры, он, несмотря на болезнь, с головой окунулся в свое любимое дело — просвещение народа. 1917-18 учебный год он проработал в женской учительской семинарии Яушевых в Троицке. Летом 1918 года вернулся в Иж-Буби и начал восстанавливать школу. Он считал, что "полупролетарское сельское мусульманское духовенство не имеет права во время революции оставаться в стороне"15, и в меру сил и своим авторитетом помогал бывшим ученикам строить новую жизнь.
Летом 1919 года, сразу после установления советской власти в регионе, он организовал в Иж-Буби летние учительские курсы, явился одним из руководителей съездов духовенства и интеллигенции пяти уездов (Сарапульского, Елабужского, Бирского, Бардымского, Осинского) в поддержку молодой советской власти. При его активном участии в Иж-Буби возникла школа второй ступени, где он преподавал до конца своей жизни.
7 февраля 1922 года Габдулла Буби скончался от туберкулеза и был похоронен в Иж-Буби. Учитывая его заслуги, Советское правительство назначило его жене Хус-нифатиме персональную пенсию. Его именем была названа одна из улиц Казани в районе Черного озера (это решение было отменено в З0-е гг., когда Г.Буби был признан лидером панисламизма и пантюркизма)16. И только с началом перестройки стало возможным вернуть доброе имя Буби. В Иж-Буби создан музей, проводятся научно-практические конференции.
Вниманию читателей предлагается отрывок "Деспотизм и знания" из большого философского трактата Г.Буби "Женщины", рукопись которой хранится в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского. Название отрывка дано самим автором. В конце публикации дан словарь использованных в тексте арабских и персидских заимствований, широко употреблявшихся тогда в научной литературе, но непонятных современному татарскому читателю.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. НАРТ. Ф.41. Оп.П. Д.9. Л.43 об. (Точная дата рождения Г.Буби впервые вводится в научный оборот)
  2. Г.Бубый. Бубый мђдрђсђсенећ кыска тарихы. ОРРК НБЛ. № 207т. Л. 176.
  3. Дж. Валиди.Очерк истории образованности и литературы татар.-Казань,1998.-С.77-78.
  4. Ќ.Вђлиди. Габдулла Бубый // Бертуган Бубыйлар џђм Иж-Бубый мђдрђсђсе: Тарихи-докумен- таль ќыентык.-Казан, 1999.-Б. 167-168.
  5. Н.А.Константинов и др. История педагогики.-М.,1982.-С307.
  6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в-М., 1991.-с.110-112
  7. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1871—1873).—Спб., 1877.-Стб.817.
  8. Ф.Кђрими. Аурупа сђяхђтнамђсе // Морза кызы Фатыйма.-Казан,1996.-Б.300.
  9. РГИА. Ф.733. Оп. 176. Д.46. Л.336.
  10. Г.Бубый. Кадиннар. ОРРК НБЛ. № 208т. Т.1. Л.45.
  11. Там же. Л.96.
  12. Г.Бубый. Кадиннар. ОРРК НБЛ. № 208т. Т.1. Л.64.
  13. Шунда ук. Б. 68.
  14. ОРРК НБЛ. № 208т. Т.2. Л.4.
  15. Кызыл армия. — 1919, 19 сентябрь.
  16. Бертуган Бубыйлар... -Б.12.

ИСТИБДАД БЕЛЂН ГЫЙЛЕМ

Залим хљкњмђтнећ тђбђгасьша нисбђте куђтле хаине васыйныћ ятим бай балалары љстендђ торуына вђ аларныћ мал џђм нђфеслђрен дђ њз кђефе телђгђнчђ тђсаррыф кыйлуына опийдыр. Васый, ятимнђрнећ рљшедкђ ирешњлђрен телђмђгђн кебек, залим бер хљкњмђт тђ тђбђгасыныћ гыйлем белђн зурлануьш телђмђс. Тђбђгасы ахмак, надан, сукыр булмаган вакытта аларга золым кыйлуныћ мљмкин тњгеллеген бик яхшы белђдер ул. Залим мђэмњр, ярканат кебек, кара тљн эчендђ аулауны яратадыр. Тљлке тавык алачыгына ничек тљннђ керергђ яратса, залим хљкњмђт тђ тђбђгасын ќђџалђт караћгылыгында изњне яратадыр.
Гыйлем Аллаџныћ нурыннан бер шљгьлђ ул. Аллаџ нурны халикъ кыйлган књрергђ сђбђп итеп џђм, хђрарђтне тудырып, куђтне вљќњдкђ чыгарыр љчен. Гыйлем дђ шулай ук: гадђлђт белђн золымны књрсђтђ, берсенећ Шђрафђтен, икенчесенећ кабахђтен мђйданга куя, нђфестђ хђрарђтне уята, вђ кальбтђ шђџамђт џђм гайрђт вђ ќђсарђт тудырадыр.
Шућар књрђ залим хљкњмђт тђбђгасы арасында гыйлем таралуга разый тњгел. Лђкин ул гыйльме лљгатьтђн ул кадђр курыкмай. Чљнки ул белђдер, тел астында байраклар књгђрђ вђ халыкны кузгата торган куђтлђр, сихри бђяннар бик аз чыгадыр. Заман бит Хђсан1 белђн Шиллер2 кебеклђрне тудыра торган аналарны бик сирђк вљќњдкђ чыгарып куядыр. Џђм ул мђгадка мљтђгалликь булган голњме диниядђн дђ курыкмай-дыр. Чљнки бу гыйлемнећ адђмгђ фикер бирмђве, аныћ белђн књз алдындагы пђрдђлђрнећ књтђрелмђве џђммђсе аћар мђгълњм. Ђгђр болар арасыннан бђгьзы берсе кђмалђткђ ирешђ вђ халык арасында шљџрђт чыгара башласа, хђзер залим хаким золым маидђ-сеннђн тњгелгђн валчыклар белђн аныћ авызын ябарга, аны њз файдасына хезмђт иттерергђ ашыгадыр.
Бђлки ул курка, калтырайдыр хикмђте нђзария, фђлсђфи гакълия, сђясђте мђдђния, хитабђте ђдђбия, хокукы љммђм, тарихы мљфассал кебек болытларны тарата, кояшларны чыгара, йљрђклђрне дђрт белђн яндыра, гакылларны кићђйтђ, адђмгђ адђм икђнен белдерђ, џђм халыкка хокукын, золым астында изелњен, йотылган хакны эстђњнећ лљзњмен, вђ аћар ничек ирешергђ дђ, аны ничек саклауныћ кђйфиятен њрђтђ торган гыйлемнђндер.
Залим хљкњмђт хыянђткђ гашыйк ул, галимнђр аны тыеп торалар. Угрыныћ, ялганчыныћ берсе ул, галимнђр аны тђнбиџ кыйлалар. Аныћ халык зарарына бик књп гамђл џђм файда вђ мђслихђтлђре бар, аны фђкать галимнђр генђ бозалар. Шућа књрђ Русия хљкњмђте, иске дини мђдрђсђлђребезгђ камил хљррият бирдеге хђлдђ, безнећ аћ вђ фикер бирђ торган яћа гыйлем йортларыбызны яптыра, мљгаллим вђ мљдђррислђремезне кудыра, безнећ арабызда тарала башлаган заманга муафикъ голњм вђ мђгарифне сыттырырга тырышадыр.
Залимнђр алар, гыйлемгђ нђтиќђлђре љчен ачуланган кебек, аныћ њзенђ — затына да ачуланалар. Чљнки гыйлемнећ џђрбер солтанаттан љстен куђтле бер солтанаты бар. Бђс, бер залим њзен њзеннђн гыйлемдђ югары бер кешенећ алдыћда књрде исђ, њзенећ тђсаувырларьш сизенђ, йљрђгенђ хђнќђрлђр казала башлайдыр. Шућар књрђ аныћ зирђк вђ њткен сњзле галимне књрђсе дђ килмђйдер. Ђгђр бђнагяџ аћар бер табибмы, яхуд бер Мљџђндисме кирђк булса, ул мотлака ихгияр кыйладыр тђлинкђ тотудан чирканмай торган бер колаксызын вђ књзсезен. Ул туры сњзле кешене тибеп ќибђрђ, њзенђ тђлинкђ тотучыны књклђргђ књтђрђдер. Аныћ ић мактаулы кешесе кулларыннан яхшылык та, яманлык та килмђгђн ић зђгыйфь вђ ић мескен вђ, бинађн галђиџи, ић ќаџил кешелђрдђн гыйбарђттер.
Истибдад белђн гыйлем арасында туктаусыз сугыш вђ талашу дђвам кыйладыр. Галимнђр гыйльме нђшер кыйлырга, залимнђр аныћ нурын сњндерергђ тырышалар. Ике тараф икесе дђ гавамны њз якларына аударырга иќтиџад итђлђр. Гавам бит, надан калды исђ, курка, курыкты исђ, сукыр итагать кыйладыр. Ђгђр алар белделђр исђ, сњлђйлђр, сњлђделђр исђ, эшлђй бирђлђр. Гавам — залим хљкњмђтнећ коллары алар. Ул аларньщ куђте белђн њзлђренећ љстенђ дђ салдыра џђм башкалар љстенђ дђ галиб кыйладыр. Ул аларга золым кыйла, алар аныћ Шђњкђтенђ тђџлил ђйтђлђр. Аларныћ малларын гасблай, алар њзлђренећ Хђятларын багыйшлауга рђхмђт ђйтђлђр. Аларны хур кыйла, алар аныћ югары дђрђќђсе белђн мактаналар. Бђгьзысын бђгьзысыныћ љстенђ салдыра, алар аныћ сђясђте белђн ифтихар итђлђр. Малларын исраф итђ, аны ќумарт дилђр. Њтереп, мисле ясамаса, аны шђфкатьле дилђр. Аларны ул њлемгђ бугазланырга сљрђ, алар, ќђза вђ тђэдиптђн куркып, баш иялђр. Ђгђр аныћ золымына каршы бђгьзы бер хђмиятьле кешелђр каршы торсалар, калганнары аларны багый дилђр, алар белђн сугышалар, аларныћ каннарын тњгђлђр.
Кыскасы, гавам, наданлыкларыннан килгђн куркулары сђбђпле, ња\ђрен њзлђре, њз куллары белђн бугазлайлар. Ђгђр халыкныћ љстеннђн ќђџалђт пђрдђсе књтђрелде исђ, ул вакытта аларныћ куркулары да бетђ, бђс хљкњмђт тђ, ихтиярсыз уларак, хђлен алмаштыра, хисаптан курка — вђкиле ђмин була, интикамнан курка — гадђлђт кыйла, џђм халыкныћ њзенђ мђхђббђте белђн лђззђтлђнђ — хђлим булып китђдер. Менђ шул вакытта љммђт тђ ић рђхђт вђ ић мђсгуд, ић гыйззђтле бер хђятка ирешђдер. Золым вђ истибдад вакытында даимђн дошманнар белђн чолганган, ачу болытлары белђн капланган, бер минут та њз хђятына ђмин булмаган вђ, бинађн галђйџи, ић бђхетсез вђ ић мђэюс бер хђлдђ булган рђис тђ, бу мђсгуде хђят эчендђ ић књп лђззђт алган вђ ић књп истифадэ иткђн адђмнђр ќљмлђсеннђн буладыр.
Залим хљкњмђт халык интикамыннан халыкныћ аныћ золымыннан куркуыннан артыграк куркадыр. Чљнки ул белеп курка, халык наданлыктан курка. Ул курка хаклы интикамнан, халык курка ќђбер белђн золымны тђвђџџем кыйлып. Ул курка хђят вђ солтанаты югалуыннан, халык курка бераз байлыгыннан аерылып, ватаныннан сљрелњдђн. Хђлбуки алар башка ватанда да, тиз арада њзлђшеп, байлык кђсеп итђргђ булдыралар.
Залим хљкњмђт, золым вђ ќђберен арттырган саен, њзенећ рђгаясеннђн вђ ђтрафындагы кешелђрдђн куркуы да арта, хђтта њзенећ хыялыннан, фикереннђн дђ курка башлайдыр. Хђтта књп вакытта кальблђре зђгыйфь мљстђбидлђрнећ хђятлары ќљнњн ниџаятџлђнђдер. 1 арих иялђреннђн ђџле тђдкыик Нерон белђн 1 имур кебек ике залим арасын њлчђњне телђсђлђр, боларныћ халыктан сакланудагы дђрђќђлђрен њлчђњ белђн кифаялђнђлђр. Љгђр Нђњширван6 белђн Сђлахетдин Ђйюби6 ике гадел арасында нисбђтне телђсђлђр, аларныћ халык арасында иминлек дђрђќђлђрен њлчђњ белђн кифаялђнђлђр.
Диянђте Кадимђнећ књбесе нур белђн золмђт, Кояш белђн Зљхђл7, гакыл белђн шђйтан кебек хђер белђн шђрр мђбдђэлђренђ тђэсис кыйлынганлыктан, иске љммђтлђрнећ бђгьзысы, адђмгђ ић зарарлы нђрсђ ќљџђля вђ ќљџђлянећ ић зарарлы ђсђре курку диеп уйлар, вђ шућар књрђ куркуга махсус џђйкђл ясап, аныћ шђрреннђн саклану љчен аћар гыйбадђт кыйлыр иде. Залим хљкњмђтнећ сарае да аћа шул џђйкђле хђвефнећ њзе. Падишаџ — мђгьбњд , ђгъваны — кяџиннђре, язуханђсе — мадихе Мљкаддђс, калђмнђре — хђнќђрлђр, тђгьзыйм гыйбарђлђре — гыйбадђтлђр, халык — корбан љчен китерелгђн ђсирлђрдер.
Бер миллђтнећ сђясђттђ тоткан юлын књрсђтђ торган нђрсђлђрдђн ић ачыгы — ул миллђт падишаџыныћ зурлык сатып-сатмавы, сарайларыныћ зур булып-булмавлары, вђ аны зиярђт белђн тђшрифенећ тантаналар эчендђ књмелеп-књмелмђведер. Бер миллђтнећ телендђ (гарђпчђдђге кебек) тђгьзыйм лђфызлары аз булса, ул миллђтнећ хљррият эченђ чумуын, ђгђр фарсычадагы кебек тђгьзыйм лђфызлары вђ тњбђнчелек гыйбарђлђре књп булса, ул миллђтнећ золым вђ истибдад астында изелњен књрсђтђдер. Гыйлем исђ бу тантаналарга џђрвакыт дошманлык белђн карый, вђ бу тђгьзыйм лђфызларыннан ниџа-ятьсез дђрђќђдђ ќирђнђдер. Шућар књрђ истибдад белђн гыйлем арасында џђрвакыт дошманлык вђ мљхарђбђ булып торадыр. Идарђи мљстђбидђ бар куђтен сарыф кыйладыр гыйлем нурын сњндерегђ, вђ рђгаясын караћгы наданлык эчендђ тотарга. Галимнђр тырышалар њрђтергђ, вђ ђфкяре насны гыйлем белђн нурландырыга. Лђкин књп вакытта истибдад тарафлары галиб булалар, гыйлем сахиблђре аларныћ тырнаклары арасында изелеп китђлђр. Фђкать1 мђсгуд булганнары гына, йорт-йирлђрен ташлап китеп, аларныћ явызлыкларыннан котылалар. Менђ шушы сђбђптђн ђнбияи ђгъзамныћ џђммђсе, џђм зур галимнђр белђн ђдиплђрнећ књбесе бер урында карар тапмадылар, књчереп йљрделђр, џђм горбђттђ вафат та булдылар.
Гареп мљстђбидлђре гыйлемнећ барысыннан да курыкмайлар. Бђлки алар фђкать куркалар халыкка хљрриятнећ хђяттђн артык икђнлеген, нђфеснећ гайрђтен, Шђрафђтен, гыйззђтен џђм хокукын, аны ничек саклау кђйфиятен, золымнан котылу вђќџелђрен, инсаниятне вђ аныћ Вазыйфаларын, хљррият вђ Мљсавђтнећ лђззђт вђ файдаларын љйрђтђ торган гыйлемнђрдђн.
Ђмма шђрекъ мљстђбидлђре, алар гыйлемнећ џђммђсеннђн куркалар. Аларныћ кальблары гыйлемнећ џљќњменнђн џава кебек калтырайлар. Гњя аларныћ ќисемнђре дары да, гыйлем ут. Хђтта алар халыкныћ "Лђ илаџу иллђл-лаџу" мђгънђсен белњлђреннђн дђ шиклђнђлђр. Хђтта монда Голќада сартныћ ић игътибарлы дигђн байларыннан берсе, ишан Хуќа дигђн кеше: "Џичбер китапны аћларга ярамай, — ди, — безгђ шђехлђребез шулай куша,"—ди. Бђс, эш бу кадђргђ ќиткђч, ничек алар кђлимђи тђњхиднећ ђфзаль зикер булуын, вђ ни љчен исламныћ ул ђсасныћ љстенђ салынуын белергђ телђсеннђр? Шућар књрђ алар кашында Аллаџ сњзе тњгел, бђлки консул сњзе мљкатдђс. Коръђн белђн хђдиснећ бик ачык гыйбарђлђре бер шђйгђ (монафђгы мљслимингђ) дђгьвђт кыйла икђн, консул чакыра икђн аныћ хилафына, бу таифђ Коръђнећ белђн хђдисећђ илтифат та итмђйлђр, консул сњзен ќиренђ ќиткерергђ бар иќтиџадлары белђн тырышалар. Бђхетсез халык, мљселманлыклары бик зђгыйфь халык.

Џђрбер дин, хосусан ислам, салындылар "Лђ илаџу иллђл-лаџу" ђсасы љстенђ. Моныћ мђгънђсе санигы ђгъзамнан башка мђгьбуд билхак юк дигђн сњз. Гыйбадђт тњбђнчелек мђгънђсендђ, бђс "Лђ илаџу иллђл-лаџу ныћ мђгънђсе — тњбђнчелек Аллаџ хозурында гына тиешле дигђн сњз буладыр. Шућар књрђ залим хакимнђр белђн залим ахундларныћ њз тђбђгаларыныћ бу мђгънђне белњлђренђ вђ аныћ моктђзасы белђн гамђл кыйлуларына џичбер-џичбер разый булу ихтималлары юк. Хђтта моны белњ, халык арасында бу мђгънђнећ аћлашылуы мђхђллђ имамнарына да, надан аталарга да, ахмак Зђњќђлђргђ дђ вђ џђрбер зђгыйфь бер ќђмгыятьнећ ќаџил башлыгына да бик матлуб бер нђрсђ тњгел. Шућар књрђ бер миллђт эчендђ тђњхид нуры сачылдымы, ул миллђттђ ђсарђт богаулары љзелде, хљррият — мљсавђт вђ гадалђт кануннары мђйдан алды. Лђкин адђм баласын тђћресенећ нигъмђтлђренђ кяфер булуы хђрап итђдер. Адђм кебек њзенђ џђм ќенесенђ залим булган џичбер хайван юк.

Тђњхиде хакыйкый џђрбер сђгадђтнећ мђнбђгы булган шикелле, истибдад та џђрбер фђсад вђ бозыклыкныћ асылы вђ мђншаедыр. Истибдад, кайда гына булсын, џђрбер ќирдђ ић явыз ђсђрлђрне ул хасил кыйладыр. Гакылны рамлап эштђн чыгаручы, дин белђн уйнап, бозып бетерњче, гыйлем белђн сугышып, аны харап итњче, мђќд белђн тартышып, аны вђйран итњче, аныћ урнына тђмќидне куючы — џђммђсе истибдад.

Бер адђмнећ халык књћелендђ мђхђббђт џђм ихтирам урынын ихраз кыйлуына мђќд дилђр. Бу шундаен бер шђриф вђ кадерле нђрсђ ки, аны эстђњдђн нђбилђр белђн заџидлђр югары тора алмаган шикелле, ялкаулар белђн фасикълар да аћар хђсрђт књзе белђн карарга мђќбњр булалар. Мђќднећ рухани бер лђззђте бар. Ул лђззђт фђнафи-лулла дђрђќђсенђ ирешкђн кешелђрнећ гыйбадђттђ, хљкђмаэныћ гыйлем вђ хикмђттђ, падишаџларныћ бер ќирне истимлякта, вђ фђкыйрьлђрнећ кисђк кенђ байлыкка ирешњдђ тапкан лђззђтлђренђ ошай, хђтта аннан да куђтледер.

Адђмдђ мђќдкђме, хђяткамы хирыс куђтлерђк? Бу мђсьђлђдђ галимнђр арасында ихтиляф бар. Лђкин хакыйкать шул: ђхрар гыйндендђ мђќд хђяттан, вђ ђсирлђр гыйн-дында хђят мђќддђн сђвеклерђктер. Шућар књрђ хђзрђте Хљсђен кебек имамнар, ђхрар булдыкларыннан, хљрмђт вђ олуглык белђн њлемне хурлык вђ рия белђн хђяттан артык санадылар да, њзлђрен њзлђре џђлакђт эченђ аттылар. Адђм баласы тњгел, хђтта бђгьзы бер хайваннар белђ: читлеккђ ябылдылармы, тђнаселдђн баш тарталар, ђсарђт вђ хурлык богауларыннан котылу љчен интихарны ихтияр итђлђр.

Мђќдкђ ирешергђ мљмкин фђкать сђбиле ќђмагатьтђ, ягъни Аллаџ вђ дин юлында, ђгђр гарђп тђгъбирећчђ ђйтсђк, инсаният яхуд ватан юлында иќтиџад белђн. Шућар књрђ зати љчен, тђгьзыймгђ мљстђхыйкъ Аллаџ белђ, бђндђлђреннђн њзенђ тђмќид кыйлуны эстђдеме, бу арзуны аларга биргђн нигъмђтлђрен зђкђргђ мокарин кыйладыр. Бу иќтиџад бђгъзђн мальш мђкатиб вђ мђдарис юльша вђ гомумђн нђфгы гамга сарыф белђн буладыр. Монысына мђќде кирам дилђр. Бђгъзђн гыйлемен ќђмгыяте инсания файдасына сарыф белђн буладыр. Монысына мђќде фазыйлђт дилђр. Бђгъзђн хаклыкка ярдђм вђ гадђлђтне саклау юлында нђфесен мђшђкать вђ куркынычларга гарыз белђн буладыр. Монысына мђќде алмђбналђ дилђр. Мђќднећ ић югары дђрђќђдђгесе менђ шушы. Мђќд, мотлак зикер кыйлынды исђ, шул морад буладыр. Нђфеслђре шђриф булган адђмнђр шућар гашыйк, вђ шуныћ алдында башларын бљгђлђр, џђм аныћ алдында шђџадђт ширбђтен лђззђтлђр вђ шатлыклар эчендђ эчђ бирђлђр. Боларныћ књбесе, башлары хљррият вђ гадалђт заманына ирешкђн бойуты шђрђфтђн, яхуд мљќђџидлђр силсилђсе киселмђгђн узак заман зур йортлардан чыксалар да, бђгьзы берлђре бер дђ уйламаган ќирлђрдђн дђ баш књрсђтђдер. Боларны Аллаџы мђќд љчен хђликъ иткђн. Болар мђќд вђ шђрафђт юлында џђрбер авырлыкларны књтђрђлђр, вђ њлемне џђм татлылык белђн эчђ бирђлђр.

Залим Нерон, мђшџњр шагыйрь Г...]8 не астырган вакытта аннан сораган:"Адђмнђр арасында ић явызы кем?' — диеп. Шагыйрь аћар тљртеп: "Халык истибдадны зикер кыйлдымы, хыялда шул истибдадка мисал булган кеше",—дигђн. Мђшџњр гадел падишаџ Тђрабан бер куманданга кылыч кушандырды исђ: "Бу халыкныћ кылычы. Кануннан тыш эш кыйла књрмђ. Бу кылычныћ минем муйнымда нђсыйбы булмасын",—диеп ђйтђ икђн. Бер кљн Кайс9 вђлиднећ мђќлесеннђн ачуланып чыгарак: "Син залим булырга телђйсећ мени? Валлаџи, фђкыйрьлђрнећ башмаклары калђмећнђн озынрак",—дигђн. Хљр кешелђрнећ берсеннђн сораганнар икђн: "Синећ йљрњећнђн њзећђ зарардан башка ни файда бар",—диеп. Ул кеше: "Залимнђрне тыю юлында зарар итњ дђ бик файдалы нђрсђ, бик тђмле ул", — диеп ќавап биргђн. Бер хљр кеше ђйткђн: "Мића лязим Вазыйфамны њтђњ казани заман тњгел", — диеп. Хљрлђрнећ берсенђ ђйткђннђр икђн: "Нигђ йорт салмайсыћ?"—диеп. Ул: "Мин анда ни эшлђем? Хђлбуки мин я ат љстендђ, я тљрмђдђ, яки кабердђ торамын",—диеп ќавап биргђн. Џђм затен-нђтакыйн Ђсма бинте Ђбњбђкер дђ бердђн-бер углы Габдуллага: "Хаклык синећ тарафыћда булса, бар, Хоќќаќ белђн њлгђнче сугыш",—дигђн.

Кыскасы, мђќдне џђркем сђвђ. Џђм гадђлђт вакытында џђркем, њзенећ истигьда-ды вђ џиммђте кадђр, шуныћ артыннан йљри, аныћ юльша керђ. Лђкин истибдад вакытында аны тђхсыиль кыилырга золымга каршы торган вђ гадалђтне мђйданга чыгарырга тырышкан мљмтаз адђм генђ муафикъ буладыр.

Истибдад џђркемдђ ђмре табигый диярлек. Фђкать аны гыйлем белђн йомшатырга була. Ќаџил падишаџлар тђбђгалары љстенђ мљсђллђть булдыклары шикелле, ќаџил ирлђр дђ хатыннары љстенђ мљсђллђть булалар, вђ бу мљсђллђтълђрендђ вђ аларга џђрбер тљрле ќђбер итњдђ њзлђрен хаклы диеп дђгъва кыйлалар. Шњћар књрђ бездђ хатыннар ђсир, аларда ислам биргђн хакларыннан берсе дђ калмаган. Ъез исламнан шул кадђр ераклашканбыз, хђтта гарђп хатыннары, мђшруг бер хљррият белђн файдалану тарафыннан караган вакытта, исламга бездђн артыгырак якын књренђлђр.

Казан дђњлђт университеты фђнни китапханђсенећ кулъязма џђм сирђк

китаплар бњлеге. № 208т. Т.1. Б.56—70.

 

СЊЗЛЕК:

истибдад — чиклђнмђгђн хакимият, деспотизм

тђбђга — берђр дђњлђтнећ кул астындагы халык

васый — ятим калган яшь балага тиешле мирас малын идарђ итњче џђм ятимнђрне тђрбиялђњче, опекун

нђфес — рух, ќан; кеше, гђњдђ, зат; њз

тђсаррыф — хуќа булу, кулда тоту

рђшед — балалыктан чыгу, ќитешњ; туры юл табу

мђэмњр — чиновник, тњрђ

гавам — халык, кара халык

шљгълђ — шђњлђ

хђлыкъ — ярату, ясау, барлыкка китерњ

хђрарђт — ќылылык, эсселек

шђрафђт — дан, намус, затлылык

кальб — йљрђк, књћел

шђџамђт — њткенлек, батырлык

ќђсарђт — кыюлык

лљгать — тел белеме

бђяннар — аћлатулар

мђгад — ахирђт

мљтђгалликъ — караган, бђйле

кђмалђт — љлгергђнлек, тулылык, кимчелексез

маидљ — аш табыны хикмђте

нђзарыя — теоретик белем

хитабђт — ораторлык

љммђм — миллђтлђр, халыклар

мљфассал — тулы, ќентекле

лљзњм — кирђклек, тиешлек

кђйфият — рђвеш, сурђт, форма

тђнбиџ — кисђтњ, искђртњ

тђсаувыр — гђњдђлђндерњ, сурђтлђп књз алдына китерњ

бђнагяџ — кинђттђн, кљтмђгђндђ

Мљџђндис — инженер

мотлака — шиксез, џичнђрсђгђ карамастан

бинађн галђйџи — шул сђбђпле, шућа књрђ

ќаџил — надан, белемсез

нђшер — кеше арасына тарату, белдерњ, чђчњ, ќђю

итагать — буйсыну, књндђм булу

галиб — љстенлекле

шљњкђт — кљч, куђт

гасб — кљчлђњ, тартып, талап алу

багыйшлау — ќђберлђњ, изњ

ифтихар — мактану, горурлану

мђсђл — њрнђк

тђэдип — ђдђпкђ кертњ

хђмиятьле — яклаучан

багый — чиктђн чыгучы

интикам — њч алу

хђлим — юаш, сабыр кеше

мђсгуд — бђхетле

мђэюс — љметсез

истифадђ — файдалану, куллану

тђвђџџем — књзаллау, хыял итњ

рђгайя — бер дђњлђтнећ халыклары

мљстђбид — изњче, деспот

ќљнњн — ярсу, ќњлђрлђнњ

тђдкыйк — анык, билгеле

кифаялђнњ — чиклђнњ, канђгатьлђнњ

золмђт — караћгылык

хђер — игелек, изгелек

шђрр — яманлык, явызлык

мђбдђэ — башлангыч, баш, беренчел

ќљџђля — наданнар

мђгъбњд — табыныла торган зат, пот

ђгъван — ярдђмчелђр

кяџин — багучы, књрђзђче, фал салучы

мадих — мактаучы

тђгъзыйм — олылау

тђшриф — хљрмђтлђњ; бару, килњ

лђфыз — сњз

мљхарђбђ — сугыш ђфкяре

нас — кешелђрнећ фикерлђре

талиб — ќићњче, љстенлек алучы ђнбияи

ђгъзам — бик зур дђрђќђле кешелђр, олылар, пђйгамбђрлђр

карар — бер урында тору, даимилек

горбђт — ят илдђ булучылык, ялгызлык

вђќџ — юл, ысул, сђбђп

мљсавђт — тигезлек, бердђйлек

игътибарлы — хљрмђтле

шђй — ђйбер, нђрсђ

монафђгы мљслимин — мљселманнар файдасына

санигы ђгъзам — олуг ясаучы, яратучы, тђћре

билхак — чынлыкта, хакыйкатьтђ

моктђза — телђнгђн, кирђксенелгђн

зђњќ — (хатынныћ) ире

матлуб — телђнгђн, эзлђнгђн, соралган нђрсђ

мђнбљгъ — чыганак

фђсад — азу, бозыклык, ђшђке эш

мђнша — чыккан урын, чыганак

мђќд — дан

вђйран — ватык, бозык

тђмќид — олылау, хљрмђтлђњ, зурлау

ихраз — казану, ирешњ

фасикъ — азгын, ђхлагы бозык кеше

хљкђмаэ — бик акыллы џђм белемле кешелђр, галимнђр

истимляк — њз милеге итњ, кулга кертњ

ихтиляф — берлек булмау

ђхрар гыйндендђ — иреклелђр каршында

рия — икейљзлелек

тђнасел — њрчњ

интихар — њз-њзен њтерњ

сђбил — юл, олы юл зати

љчен — затка, шђхескђ бђйлђнешле

мљстђхикъ — хаклы, лаеклы

зђкђр — ир кеше

мокарин — якын

мђкатиб вђ мђдарис — мђктђп-мљдрљсђлђр

нђфгы гам — књмђк файда

кирам — затлылар, хљрмђтлелђр

фазыйлђт — љстенлек, яхшы эш

ђлмђбналђ — дљреслек белђн ялганны аеручы

бойут — дђњлђт эшлђрен идарђ њзђге

нђсыйб — љлеш, язмыш

мљмтаз — башкаларга караганда љстен

мљсђллђтъ — њзе телђгђнне эшлђргђ ирекле

мђшруг — законлы

лязим — тиешле

 

ИСКЂРМЂ:

Хђсан — књп шагыйрьлђргђ карата кулланыла торган љстђмђ исем.

И.Ф.Шиллер (1795-1805) — алман шагыйре џђм драматургы.

Нерон (37-68) - Рим императоры.

Тимур (1336-1405) - Урта Азиядђ ђмир.

Нђњширван (531-579) - Иран патшасы.

Сђлахетдин Ђйюби (1138-1193) - Мисыр солтаны.

Зљхђл — Сатурн.

Исем аћлашылмый.

Кайс, Имрел — гарђп шагыйре.

Вступительную статью и документ

к публикации подготовила

кандидат исторических наук

Альта Махмутова