2002 1/2

Родина – малая, история - большая

(Обзор новых книг по истории населенных пунктов РТ)

 

ӘХМӘТҖАНОВ М. ОЛЫ МӘҢГӘР АВЫЛЫ ТАРИХЫ.—КАЗАН,2000.-73 Б.

Говоря об истории, мы прежде всего подразумеваем историю больших стран, регионов, континентов. Но любая история, как крупная река, начинается с небольшо­го истока, которая вбирает в себя десятки речушек и рек. И нет полновесной исто­рии страны без истории сел, городов, т. е. без истории малой Родины, у которой свое большое полотно. История татарских де­ревень не составляет исключения. Ею ин­тересуются не только местные жители, но и ученые-историки, филологи, этнографы, археографы. Известно, что многие выдаю­щиеся татарские писатели, ученые, госу­дарственные деятели родом из самых обыч­ных татарских деревней. Некоторые татар­ские аулы вошли в историю своими мед­ресе, благодаря которым, они прослави­лись на весь мусульманский мир как важ­ные центры учености и просветительства. Пожалуй, все сказанное непосредственно относится и к селу Большой Менгер (Олы Мәңгәр) Атнинского района РТ.

История Большого Менгера, основан­ного еще в период Казанского ханства, все­гда интересовала специалистов, но до сих пор не было полноценного научного изда­ния, посвященного прошлому этой дерев­ни. Недавно увидела свет книга, написан­ная пером опытного ученого, — доктора филологических наук М. И. Ахметзянова, которая называется "Олы Мәңгәр авылы тарихы" (История села Большой Менгер).

Книга состоит из 16 глав, две заклю­чительные написаны поэтом Вильданом Гарифджановым. Она затрагивает такие сюжеты, как историография села Б. Мен­гер, история его мечетей, село в ХIХ-ХХ веках, национально-освободительное дви­жение татар 1878 года и его влияние на с. Б. Менгер, видные личности - выходцы из с. Б. Менгер, Великая Отечественная война и послевоенная история и другие.

Касаясь историографии села Большой Менгер, М. И. Ахметзянов последователь­но перечисляет всех известных ему иссле­дователей, которые в той или иной мере занимались изучением истории этих мест. Согласно данным автора книги, первым, кто упомянул Б. Менгер и его жителей в своих трудах, был Ш. Марджани. Затем долгое время историей этого села никто не занимался, лишь столетие спустя усилия­ми ученых и краеведов (Ф. Гарипова, М. Ахметзянов, М. Сулейманов) начина­ется ее разработка. В книге "Олы Мәңгәр авылы тарихы" М. И. Ахметзянов решил собрать воедино все известные ему сведе­ния относительно истории села.

Автор, основываясь на данных преды­дущих исследователей и используя мате­риалы эпитафий, шеджере, метрических книг, а также легенд, делает свои выводы, с которыми и знакомит читателей данной книги. В частности М. И. Ахметзянов от­вергает версию о марийском происхожде­нии слова "менгер". Он предполагает, что название села происходит от тюркского "мең ир" (тысячи мужчин) и объясняет, что так называли татар из Ногайской орды, которые переселились в эти края еще в на­чале XV века. Высказывается также вер­сия о том, что село могло быть основано еще в конце XIV века.

Интересна глава посвященная истории Б. Менгера периода XIX-XX веков. В это время образуется прослойка татарского купечества. Среди торговых людей села автор называет А. Бакирова, Р. Бакирова, Ш. Даминова, А. Салимджанова и других. М. И. Ахметзянов приводит любопытные факты из биографий, которые сами по себе могут стать сюжетом для увлекательного романа. Село богато и другими именами. Здесь жили и творили видные поэты Габ-дуссалям, Сабирджан, театральный режис­сер Ширияздан Сарымсаков, архитектор Исмагил Гайнутдинов и другие выдающи­еся личности.

Заключительные главы книги пове­ствуют о советском периоде истории села Большой Менгер и завершаются 1985 го­дом. Стоит отметить, что книга "История села Большой Менгер" хорошо издана, бо­гато иллюстрирована. Это подарок не толь­ко для жителей данного села, но и для кра­еведов.

 

ТИМЕРШИН И. АКЪЕГЕТ АВЫЛЫ ТАРИХЫ СӘХИФӘЛӘРЕ.— КАЗАН,2001.-164 Б.

Эта книга также посвящена отдельно взятой деревне, но ее главное отличие от предыдущей в том, что она написана не профессиональным ученым, а краеведом-любителем - бывшим директором Акзиги-товской средней школы Зеленодольского района РТ, ныне пенсионером Ильгизаром Тимершиным. Долгие 30 лет автор рабо­тал над книгой. Дело в том, что информа­цию автор собирал по крупицам, в свобод­ное от основной работы время, занимаясь в архивах и библиотеках. Трудно предста­вить, но тираж этого ценного исследова­ния, являющегося трудом всей жизни И. Тимершина, составил всего 100 экземп­ляров. Впрочем, это понятно: книга "Акъ­егет авылы тарихы сәхифәләре" (Страни­цы истории села Акзигитово) в основном была издана на личные средства автора. Книга написана простым, доходчивым язы­ком и вместе с тем — с соблюдением пра­вил создания научного труда. В ней исполь­зованы как архивные материалы, так и на­родные предания и легенды, связанные с этой местностью. В результате труд при­обретает форму полноценного, логически завершенного научного произведения.

По мнению И. Тимершина, село Акзи­гитово могло быть основано еще в 30-40-х годах XIII века переселившимися сюда волжскими булгарами. Этот тезис опира­ется на данные татарских ученых — исто­рика X. Г. Гимади и ученого-просветителя К. Насыри. Впрочем, достаточно внимания И. Тимершин отводит и версии, согласно которой село Акзигитово было основано финно-уграми или чувашами. Во всяком случае, большинство версий говорит в пользу того, что возраст села не менее 700-800 лет. И. Тимершин также приводит записанные им из уст старожилов преда­ния. Автор книги со всей серьезностью от­носиться к каждой, даже, казалось бы, са­мой невероятной версии, стремится их про­верить и сравнить с данными ученых-ис­ториков.

Выяснение более точной даты основа­ния Акзигитово - это только часть пробле­мы, которую взялся решить И. Тимершин. В своем труде он пытается показать самую широкую картину развития своего родно­го села, стремится рассмотреть его исто­рию в контексте целой исторической эпо­хи. В этом отношении достаточно интере­сен раздел, посвященный событиям на­сильственной христианизации местного населения после второй половины XVI века. Как выясняется, часть местных жи­телей все же была обращена в христиан­ство, но подавляющее большинство оста­лось мусульманами.

Автор на конкретном материале рас­сказывает о том, какой гнет испытывало местное население со стороны новой влас­ти. Так, при Петре I каждая татарская се­мья должна была поставить одного солда­та для русской армии. В 1727 году пять тысяч татар, чувашей и мокшей силком были отправлены на царскую службу на Кавказ. Не выдержав долгого пути, боль­шая часть новобранцев, 3 792 человека, скончалась в дороге, не доехав даже до Астрахани.

Помимо военной службы немало муж­чин-татар также записывалось в лашманы, положение которых, по сути, ничем не от­личалось от положения обычных крепостных крестьян. С каждых девяти человек местные жители должны были поставить государству два человека, которые потом использовались на самой тяжелой работе. Немногие доживали до отведенного зако­ном срока освобождения от лашманской каторги.

Наиболее активная часть жителей Ак­зигитово уезжала из деревни в поисках лучшей доли. Мужчины занимались тор­говлей, и некоторые из них добивались больших успехов на коммерческом попри­ще. И. Тимершин подробно останавлива­ется на судьбах таких известных купцов-миллионеров, выходцев из Акзигитово, как 3. Шафигуллин, 3. Ишмаметов, 3. Ахсанов и другие. Этот раздел книги является наи­более интересным и познавательным, он не ограничивается конкретными персоналия­ми, а дает широкую картину жизни и дея­тельности татарского купечества того вре­мени.

Советский период истории села Акзи­гитово освещен также подробно, как и пре­дыдущие разделы. Здесь мы видим описа­ния жизни знаменитых людей, выходцев из с. Акзигитово, списки учителей, медработ­ников, руководителей местного колхоза и сельской администрации. В Акзигитово учились писатели А. Шамов и 3. Башири, драматург Ю. Сафиуллин, здесь родились певец У. Альмиев, первый морской капи­тан из татар Г. Саттаров, Герой Социалис­тического Труда Г. Абубакиров и другие. Все эти сведения, по мере возможности, автор стремился иллюстрировать фотогра­фиями (около 100), извлеченными из го­сударственных и личных архивов. В целом, можно сказать, что раздел, посвященный советскому периоду с. Акзигитово полу­чился наиболее полным и информационно насыщенным. В конце издания И. Тимер­шин приводит и именной указатель (386 имен), что в последнее время встречается достаточно редко.

Несомненно, книга должна быть пере­издана более крупным тиражом. Ее инфор­мационный потенциал дает к этому все основания.

 

Азат Ахунов,

кандидат филологических наук