2003 3/4

Галим Акчурин — секретарь Миллђт Меджлисе

Имя одного из активных участников татарского национального движения в начале XX в. Г. Акчурина мало

Галим (Мухамад-Галим) Хафизович (Мухамад-Хафизович) Акчурин родился 20 апреля 1892 г. в г. Петропавловске (Кызыл-Яре), одном из центров развития татарской культуры царской России. Его отец, Хафиз, был из мещан и, по некоторым непроверенным сведениям, служил в городской управе.

В 1910 г. Г. Акчурин окончил местное реальное училище. Для осуществления своей давней мечты, получения высшего образования, ему пришлось сдать дополнительный экзамен за полный курс латинского языка. Материальные возможности родителей не позволяли Галиму обучаться в вузе, тем более в столичном. Но, по утверждению потомков, ему помогли богатые люди из татар. Как известно, многие татарские купцы и промышленники не жалели средств для подготовки национальных кадров разного уровня, в том числе и вузах России и зарубежных стран. Галим Акчурин и оказался в числе тех молодых людей, которым на себе удалось испытать щедрость представителей татарского бизнеса. Известный исследователь и журналист Исмагил Рамеев считал, что Галим обучался на стипендию Ахмеда Хусаинова, легендарного предпринимателя и благотворителя (к этому моменту его не было уже в живых)1. Потомки Галима утверждают, что часть своей стипендии он отправлял родителям. Видимо, размер стипендии вполне удовлетворял скромные потребности молодого человека, ставшего студентом одного из престижных российских вузов — Московского Лазаревского института восточных языков. В процессе учебы он показал отличные результаты по следующим предметам: арабская и персидская словесности, турецко-татарский язык, история Востока, практика персидского и арабского языков, энциклопедия права, политическая экономия в связи с финансами, основы уголовного права и процесса, государственное право русское и важнейших иностранных держав в связи с административным правом, мусульманское право, и хорошие результаты по русской словесности, практике турецкого языка, основам гражданского права и процесса, международному праву2.

Г. Акчурин свободно владел турецким, узбекским, казахским, азербайджанским, русским и татарским языками. Кроме того он мог читать и переводить со словарем работы немецких, французских, арабских и персидских авторов. Во всяком случае, так он написал, заполняя «Личный листок по учету кадров» в 30-х гг. XX в3.

В Лазаревском институте он проявил интерес к переводческой работе. Галим перевел некоторые произведения татарских авторов на русский язык, и они были опубликованы в 1913 г. в сборнике, издаваемом в вузе под названием «Восточный сборник» («Эш-шэркыйэт»)4. И. Рамеев пишет, что Г. Акчурин публиковался и в журнале «Шура».

В мае 1913 г. Г. Акчурин окончил полный курс специальных классов Лазаревского института восточных языков и получил соответствующий аттестат.

У выпускника было большое желание продолжить обучение, и в 1915 г. он становится студентом историко-филологического факультета Петроградского университета. Галим учится увлеченно. Несмотря на насыщенность учебной программы, он находит время и для посещения лекций на восточном факультете университета. К сожалению, закончить учебу ему не было суждено — начались события февраля 1917 г. Он прервал учебу на третьем курсе5.

В ходе обучения, проживая в двух столицах, Г. Акчурин общался с татарской молодежью со всех концов страны. Нередко с мусульманскими студентами встречались известные представители тюрко-татарского мира России. Молодежи запомнилась встреча с известным просветителем, редактором газеты «Тарджеман» Исмаилом Гаспринским. На этой встрече присутствовала и молодая семья Акчуриных: Галим и Хадича. Участников встречи запечатлел фотограф. Кроме названных лиц, можно узнать известного певца Камиля Мутыги.

Вернувшись на родину, Галим окунулся в атмосферу общественно-политической жизни края. В конце октября 1917 г. в Петропавловске состоялся первый съезд татар Акмолинско-Тургайского региона. Г. Акчурин был не только участником, но и одним из его руководителей. Сохранилось фото тех дней, где можно увидеть делегатов этого съезда. В центре снимка запечатлен Галим Акчурин. Впоследствии как одного из активистов местные мусульмане избрали его депутатом Миллђт меджлисе (Национального собрания мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири). В тюрко-татарском национальном парламенте, работавшем в Уфе с 20 ноября 1917 по 11 ноября 1918г., Галим Акчурин был секретарем.

В советское время он работает в различных учреждениях и организациях родного города: секретарем местного агентства Центросоюза, секретарем киргизской (казахской) секции уездного ревкома, членом коллегии губернского отдела народного образования, уполномоченным представителем Башторгделегации, губернским руководителем по кооперированию местного населения. Как видно, он не занимал больших должностей. Сказывались, вероятнее всего, прошлое и состояние здоровья: Г. Акчурин страдал астмой и туберкулезом. В 1925 г. врачи признали его инвалидом III группы.

В последний период жизни в родном городе он занимал скромные должности, исполнять которые позволяло состояние здоровья: лектор на кооперативно-счетоводческих курсах, юрист-консультант, счетный работник...

В 1932 г. Г. Акчурин по рекомендации врачей переехал с семьей в Казань. В столице Татарской АССР он прожил до конца своих дней. Здесь в основном работал в системе торговли. Последним местом его работы стал Казанский городской пищеторг, где Г. Акчурин занимал должность экономиста. В казанский период жизни он часто болел, его лечащим врачом была 3. М. Кутуева, родная сестра писателя Аделя Кутуя.

Галим Хафизович был арестован 1 ноября 1944 г. Ему были предъявлены традиционные обвинения тех лет. В частности, в его следственном деле, которое хранится в Архиве УФСБ РФ по РТ, утверждается: «В 1917-1919 гг. принимал активное участие в националистических организациях г. Петропавловска, оказывал содействие Колчаку, издавал совместно с бывшими лидерами тат[арской] национальной] к[онт]р[революционной организации] Гаяз[ом] Исхаковым и Туктаровым националистические газеты «Маяк» и «Юл»»6. Г. Акчурин был осужден по статье 58-10 ч.П, 58-11. Во время заключения у него из-за неудовлетворительного питания и бытовых условий произошло резкое ухудшение здоровья.

14 июля 1945 г. Г. X. Акчурин скончался в областной больнице. Через шесть дней ввиду его кончины уголовное дело было прекращено НКГБ ТАССР.

Г. X. Акчурин реабилитирован 10 августа 1957 г. В «Справке о реабилитации», выданной прокуратурой Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. родственникам Г. X. Акчурина, указывается: «Заключением прокуратуры Республики Татарстан от 26 ноября 2002 г. постановление прокуратуры ТАССР от 17 августа 1957 г. изменено, уголовное дело в отношении Акчурина Г. X. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления».

От репрессий пострадал и старший сын Г. X. Акчурина, Фагми. Он был арестован 9 сентября 1944 г. будучи студентом Казанского авиационного института и осужден Особым совещанием НКВД СССР 28 июля 1945 г. по ст.58-10 ч.П, 58-11 на 5 лет ссылки в Томскую область. Он был реабилитирован 8 мая 1958 г.7

В Казани в настоящее время живут и работают потомки Галима Хафизовича: Лейла Галимовна Акчурина, заслуженный врач ТАССР, Джавид Галимович Акчурин, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Казанского университета, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Тимур Фагмиевич Акчурин, кандидат юридических наук, заслуженный учитель РТ, Адель Джавидович Акчурин, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры астрофизики Казанского университета, Эрик Фагмиевич Акчурин, мастер спорта по плаванию. Автор выражает благодарность им, а также сотрудникам Архива УФСБ РФ по РТ за предоставленные документальные материалы.

 

 ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. И. Рђми. Ђдђби сњзлек // Татарстан.-1992.-№ 5-6.-151 б.
  2. Аттестат М.-Х. М.-Х. Акчурина об окончании Лазаревского института восточных языков. Хранится у Л. Г. Акчуриной.
  3. Личный листок по учету кадров Г. X. Акчурина. Хранится у Д. Г. Акчурина.
  4. И. Рђми. Указ. соч.-151 б.
  5. Личный листок учета по учету кадров Г. X. Акчурина.
  6. Газета «Маяк» выходила в Петропавловске с 7 декабря 1918 г. как политическая, литературная и национальная газета. Ее редактором был Гаяз Исхаки. В газете сотрудничали Фуад Туктаров, Барии Баттал и др. Очень возможно участие в издании газеты и Г. Акчурина. Во всяком случае Г. Исхаки пишет о хорошем отношении к ним в этом городе активистов национального движения. Газета «Юл» выходила здесь же с мая 1917 по 1918 г. под редакцией Сайда Сагиддина и Хусаина Монасиби, с 9 апреля 1919 г. — под редакцией Хайата. Об этих изданиях более подробно см.: Г. Исхакый. Гђзитчелек эшендђ 25 ел // Ђдђби жомга.-1992.-24 апрель.-13 б.; Р. Р. Гайнанов, Р. Ф. Марданов, Ф. Н. Шакуров. Татар вакытлы матбугаты (1905-1924): Библиографик књрсђткеч.-Казан,1999.-Б.125, 194; Т. Насыров. Гражданнар сугышы чорындагы большевик булмаган татар матбугаты // Гасырлар авазы-Эхо веков.-2001.-№ 3/4.-С.246-247.
  7. Книга памяти жертв политических репрессий. Республика Татарстан.-Казань,2000.-Т. 1 .-С. 195.

 

Наиль Таиров,
кандидат исторических наук