2001 1/2

«Здание бывшей мечети в деревне Туенбаш переоборудовать под школу»

В середине 1940-х годов религиозная политика Советского государства подверглась существенной либерализации. Это было связано с тем, что представители всех конфессий в годы Великой Отечественной войны выступили с осуждением вероломного нападения фашистской Германии на СССР и призвали верующих встать на защиту Родины. Только с июня 1941 по август 1944 года было опубликовано 30 обращений митрополита (с сентября 1943 г. — патриарха Московского и Всея Руси) Сергия к духовенству и верующим с призывом к сплочению в борьбе за Родину1. Помимо непосредственного участия в военных действиях патриотическая деятельность верующих выражалась в уходе за ранеными, сборе продуктов питания, одежды и денег для нужд Красной Армии.

Следует отметить, что в условиях войны большинство верующих не считало нужным скрывать свою принадлежность к той или иной конфессии. Верующие открыто посещали культовые учреждения, совершали религиозные обряды, игнорируя тем самым существовавшие негласные запреты и ограничения. Усиление религиозных настроений среди населения выразилось в массовых заявлениях верующих с просьбой открыть молитвенные здания. Увеличилась потребность и в услугах духовенства. В своем сообщении уполномоченный по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по ТАССР писал: «Отдельные служители культа, оставившие свою прежнюю деятельность и работавшие ряд лет в советских учреждениях, в данное время (имеется в виду 1944 г. — И.Р.) оставляют работу и переходят к своей прежней деятельности»2.

Учитывая весь комплекс обстоятельств, советский режим счел возможным пойти на некоторые уступки религии. Это, в частности, нашло выражение в смягчении налогового законодательства в отношении служителей культа, освобождении их от призыва по мобилизации, предоставлении религиозным организациям больших прав в распоряжении собственным имуществом. Главным показателем, олицетворявшим религиозное возрождение в СССР в середине 1940-х годов, было значительно возросшее число действующих молитвенных зданий.

Либерализация религиозной политики отразилась даже на лексиконе партийных и государственных документов, в которых перестали употребляться термины «атеистическая» и «антирелигиозная» пропаганда. По справедливому замечанию А.Б.Юнусовой, «правительство вынуждено было обуздать свой воинствующий атеизм, заменить его более лояльной по отношению к церкви политикой»3.

В военных условиях советский режим использовал церковь и во внешней политике, стремясь с ее помощью привлечь на свою сторону русскую эмиграцию. В 1946 году под юрисдикцию Московской патриархии переходит Русская духовная миссия в Китае, а в 1948 году

— Русская духовная миссия в Иерусалиме.

Однако эпоха «потепления» государственно-религиозных отношений длилась недолго. Откат от либеральной религиозной политики наметился уже в 1948 году, совпав по времени с началом нового этапа борьбы с инакомыслием в стране. Наиболее известными акциями в ее рамках стали кампании, организованные вокруг журналов «Звезда» и «Ленинград»4, а также учебника Г.Ф.Александрова «История западноевропейской философии».

В 1948 году Совет по делам религиозных культов разослал своим уполномоченным циркуляр, предписывавший прекратить вынесение положительных решений в отношении ходатайств о регистрации культовых зданий и религиозных общин. Варианты мотиваций были заложены еще в постановлении СНК СССР от 28 ноября 1943 года «О порядке открытия церквей»5. Таковыми могли быть: малочисленность общины, непригодность здания, наличие поблизости молельного здания той же конфессии (в таких случаях заявителям рекомендовалось объединяться с находящимися на близком расстоянии зарегистрированными религиозными общинами), использование здания под культурно-просветительские цели и т.д.

Циркуляр не повлек за собой желаемых для властей последствий. Численность верующих не уменьшалась, росло количество нелегально функционирующих общин и групп. В ТАССР, к примеру, имела место практика использования мусульманскими общинами пустующих мечетей для собраний.

Не случайно на рубеже 40-50-х годов было признано целесообразным форсировать передачу пустующих мечетей и других культовых объектов под культурно-просветительские, производственные и хозяйственные учреждения. Окончательное решение о переоборудовании пустующего культового здания выносил Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. Этому предшествовала подготовка необходимых документов на местном и республиканском уровнях. Формально инициатива использования бывших культовых сооружений в иных целях исходила от самих верующих. Таким образом, государством создавалась иллюзия «народного волеизъявления». Но это была лишь видимость объективности и легитимности принятого решения.

Либерализация отношений между государством и религией была вынужденной и временной мерой. Советский режим не собирался менять стратегический курс по отношению к религии надолго. После победы над внешним врагом новые тенденции в религиозной политике потеряли актуальность для государства.

Вниманию читателей предлагается ряд документов, относящихся к 1950 году и воспроизводящих события, связанные с переоборудованием под школу помещения бывшей мечети в деревне Туенбаш Кукморского района ТАССР. Будучи типичными для своего времени, они наглядно демонстрируют механизмы реализации негласно санкционированного властями процесса изъятия молитвенных зданий из сферы религиозных отношений.

 ПРИМЕЧАНИЯ

  1. НАРТ. Ф.Р-873. Оп.1. Д.2. Л1.18.
  2. Там же. Л1.20.
  3. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане.-Уфа,1999.-С,198.
  4. «Звезда» — литературно-художественный, общественно-политический ежемесячный журнал, из
    даваемый СП СССР с 1924 г.; «Ленинград» — литературно-художественный двухнедельный журнал,
    орган Ленинградского отделения СП СССР, издавался в 1940-1946 гг.
  5. НА РТ. Ф.Р-873. Оп.1. Д.1. Л.3-5.

 Татарстан АССР Кукмара районы Туенбаш авылы гражданнарының гомуми җыелыш беркетмәсеI

2 апрель 1950 ел

Катнашырга тиеш 304 кеше. Катнашты 176 кеше.

Президиум членнары: 1). Гыймадиев Г., 2). Мостафин М., 3). Минһаҗев И., 4). Сәмигуллин Н., 5). Шәйхетдинов X., 6). Нуриев Г., 7). Әхмәтҗанов Ф.

Җыелыш председателе: Гыймадиев Г.

Секретарь: Мостафин М.

Көн тәртибе:

1). Кукмара районы авыл хуҗалыгы алдынгыларының район киңәшмәсендә катнашучыларның мөрәҗәгатен укып өйрәнү.

2). СССР Министрлар Советы һәм ВКП(б) Үзәк Комитетының "Җәмәгать колхоз һәм совхоз продукт терлекчелеген үстерүнең өч еллык планы (1949-1951) турында 1949 ел 18 апрель карарын үтәүнең барышы турындагы" карарын укып өйрәнү.

3). Төрлеләр. Тыңланды:

Беренче көн тәртибе буенча Кукмара районы авыл хуҗалыгы алдынгыларының мөрәҗәгатен а/советы секретаре ип. Мостафин укыды, төрле тармакларга тукталып узды.

Аннан соң а/советы председателе Гыймадиев, башлангыч партоешма секретаре Сәмигуллин сөйләп узалар.

Шуннан соң беренче көн тәртибе буенча "Октябрь ялкыны" һәм "Пушкин исемендәге колхоз" членнары йөкләмәләр алалар.

Икенче көн тәртибе буенча башлангыч партоешма секретаре Сәмигуллин СССР Министрлар Советы һәм ВКП(б) Үзәк Комитетының 1949 ел апрель карарын үтәүнең барышы турындагы карарын укып аңлатылды.

Өченче көн тәртибе буенча авыл советы председателе ип. Гыймадиев сөйли. Туенбаш авылында 1949 елда оештырылган 7 еллык мәктәбендә 1950 елда уку елына хәзерлектә зур гына төзү эшләре уздырылырга, мәктәпкә яңадан 3 класс өстәргә кирәк булачак. Ике сменада укуны хәзер бетерергә кирәк, аның бик зур уңайсызлыклары бар. Мәктәпкә яңа класслар төзү өчен авылдагы 2 приход мәчетен мәктәпкә бирергә тәкъдим итте.

Колхоз члены Нигьмәтҗанов: бер мәчеттә укуга йөрүчеләрнең бөтенләй диярлек булмавын, аның буш ятуын әйтә, 2 приход мәчетне авыл советы карамагына бирергә, дип чыгыш ясый.

Дингә ышанучы Шәйхетдинов Хәйретдин абзый: партия һәм хөкүмәтебезнең балаларны укытырга яңа җидееллык мәктәпне үз авылыбызда ачуына рәхмәт. Буш ята торган мәчетне мәктәпкә бирергә кирәк, дип сөйли.

Дингә ышанучы Яппаров Шәймәрдән бабай: мәчетне без буш чертмик, балаларга күз бозып кич уку ярамый, шуның өчен мәчетне мәктәп итеп салыйк, ди.

Гражданнардан Нуриев Галиәхмәт, Шакирҗанов һадый бу тәкъдимнәрне яклап чыктылар.

Мәктәп директоры Сәмигуллин: яңа уку елында укучылар 170 булачак, 4 класс бүлмәсе җитмәвен күрсәтә. Файдаланылмый яткан, манарасы җимерек мәчеткә мәктәп итеп салырга кирәк ди.

Аннан соң Димиев Хөрәмшә, Гарипов Гайфи һәм Хәбибуллин Р. шундый ук тәкъдим кертәләр.

Карар:

1). Туенбаш авылында буш торган 2 нче приход мәчетне мәктәпкә класслар төзүгә тоту өчен Туенбаш авыл советы карамагына тапшырырга.

2). Кукмара район советы башкарма комитетыннан, ТАССР Верховный Советыннан бу карарны раслауны сорауны үтенергә.

Копия дөрес. Туенбаш авыл советы секретаре.

1950 ел, 2 апрель көнне Кукмара районы Туенбаш авылы гражданнарының гомуми җыелышында катнашучыларның исемлекләре (176 кеше).

ТР МА. Ф.Р-873. Тасв.1. Эш 6. Б. 174-176

I На повестке дня общего собрания жителей д.Туенбаш Кукморского района ТАССР, состоявшегося 2 апреля 1950 г., среди прочих стоял вопрос о нехватке учебных помещений в местной 7-летней школе. В этой связи председатель сельсовета Г.Гимадиев выступил с предложением — передать школе пустующее здание мечети. По данному вопросу высказались 6 человек, в т.ч. двое верующих. Все они поддержали предложение председателя сельсовета. Было решено:

1. Для размещения в пустующем здании мечети 3-х новых классов, передать его школе. Поручить контроль за исполнением этого решения сельсовету д.Туенбаш.

2. Через исполком райсовета просить Верховный Совет ТАССР удовлетворить это ходатайство.

 Заключение,

направленное в Совет Министров Татарской АССР,

по ходатайству исполкома Кукморского райсовета депутатов трудящихся

о передаче им здания бывшей мечети в дер.Туенбаш для

переоборудования под семилетнюю школу

6 мая 1950 г.

В дер.Туенбаш зарегистрированной мечети не имеется, но в помещении мечети группа верующих стариков под руководством «бродячих мулл» до 1949 года незаконно проводила богослужение, в данное время помещение мечети закрыто и пустует.

Здание мечети было построено в 1910 году, по техническому состоянию здание требует капитального ремонта.

Общее собрание граждан дер.Туенбаш от 2 апреля 1950 года просит передать здание мечети для переоборудования под школу.

Учитывая, что здание мечети пустует и разрушается, считаю возможным разрешить исполкому Кукморского райсовета депутатов трудящихся здание мечети переоборудовать под семилетнюю школу в дер.Туенбаш.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов

при Совете Министров СССР по Татарской АССР СафинI

НА РТ. Ф.Р-873. Оп.1. Д.6. Л.171.

Из Выписки из протокола заседания Совета по делам

религиозных культов при Совете Министров СССР,

направленной уполномоченному Совета

по Татарской АССР Сафину

30 октября 1950 г.

[...] Слушали:

[...] 11. Решение Совета Министров Татарской АССР от 7 октября 1950 г. о передаче пустующего здания бывшей мечети в дер. Туенбаш Кукморского района для переоборудования под школу.

Постановили:

[...] Согласиться с решением Совета Министров Татарской АССР от 7 октября 1950 г. N 48 о передаче пустующего здания бывшей мечети в дер.Туенбаш Кукморского района для переоборудования под школу.

I Далее дописано: 30 сентября 1950 г.

Председатель Совета Полянский
Ответственный секретарь Яманов

НАРТ. Ф.Р-873. Оп.1. Д.6.Л.169.

Публикацию подготовил
Руслан Ибрагимов,
аспирант Института Татарской энциклопедии АН РТ