2008 1

«Повысить идейный уровень деятельности театрально-зрелищных учреждений» (Из истории партийно-государственного руководства театрами Татарстана)

В посткоммунистическое время сюжет о партийно-государственном руководстве учреждениями культуры не может не восприниматься в ретроспективном контексте. В советское время это была повседневная реальность культурной, в том числе театральной, жизни. Как она выглядела?
Публикуемые ниже документы из фондов Национального архива РТ содержат в себе некоторый ответ на поставленный вопрос. Знакомство с ними показывает, что это руководство, охватив широкий круг вопросов — от репертуарной до финансовой политики, носило тотальный характер. Все подлежало мелочной регламентации и тщательному контролю.
Такая практика не оставляла места для свободы творчества, которая, впрочем, не составляла предмета партийно-государственных забот. Главным был идейный уровень деятельности театрально-зрелищных учреждений, которым задавались и четкие материальные ориентиры.

№ 1. Из заключения о результатах рассмотрения годовых отчетов и балансов театров, госфилармонии и бывшего отдела снабжения Министерства культуры ТАССР за 1954 г.
17 марта 1955 г.

Годовые отчеты за 1954 г. представлены в Министерство финансов ТАССР с опозданием против установленных сроков от одного до тринадцати дней по семи предприятиям из девяти.
Постановка учета и отчетности в отдельных театрах все еще в неудовлетворительном состоянии, о чем свидетельствует наличие бухгалтерских ошибок в представленных отчетах: так, по отчету Татарского академического театра не подтверждаются материалами инвентаризации материалы и топливо на 145 589 руб. и малоценный инвентарь на 7 320 руб. […]I
В театрах и госфилармонии до сего времени не обеспечивается надлежащее выполнение репертуарного плана и плана по количеству спектаклейII в разрезе утвержденных баз. Это приводит к невыполнению плана по обслуживанию зрителей и по доходам. Руководители театров не только не соблюдают режим экономии в расходовании государственных средств, наоборот, допускают значительные перерасходы, совершенно не задумываясь над тем, что в результате этого получаются огромные сверхплановые убытки. Нет борьбы за экономное расходование фонда заработной платы как штатного, так и нештатного персонала.
Допускаются отклонения от утвержденных штатных расписаний, и зачастую содержатся излишние штатные единицы творческого персонала, тогда как не всегда имеются в театрах актеры наиболее потребных жанров. Только этим можно объяснить значительное невыполнение плана загрузки по основным театрам республики — оперному и татарскому академическому.
Не во всех театрах и филармонии налажена трудовая дисциплина. Качество постановок не всегда находится на должном уровне.
Руководители и счетные работники театров до сего времени не уяснили себе возможность соблюдения сметных назначений по таким статьям расходов, как канцелярско-хозяйственные и почтово-телеграфные, операционные, и по новым постановкам.
Не осуществляется систематический контроль за своевременным погашением дебиторской и кредиторской задолженности.
Министерство культуры ТАССР ограничивается рассмотрением годовых отчетов и балансов театров и филармонии, не осуществляя систематического контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, не давая им необходимые указания по рассмотрению месячных и квартальных отчетов.
Министерством культуры не обеспечено выполнение Постановления СНК СССР от 1936 года по осуществлению внутриведомственного контроля: остались необревизованными за 1954 год основные театры республики — оперы и балета и Татарский академический.
Руководитель группы финансирования соц[иально-]культ[урных] мероприятий Министерства финансов ТАССР Раимов (подпись).
Инспектор Хабибуллина (подпись).

НА РТ, ф. Р-7237, оп. 1, д. 42, л. 144-147.


№ 2. Из приказа Министра культуры ТАССР Х. Рахматуллина о работе Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в 1958-1959 гг.
15 июля 1959 г.
г. Казань.
№ 118

[…]III  Приказываю:
[…]IV  2. Обязать тов. Садкового Н. П.:
а) обеспечить безусловное выполнение утвержденного на 1958 год производственно-финансового плана, не допуская сверхплановых убытков.
Строго придерживаться утвержденной сметы расходов в постатейном разрезе, не допуская перерасходов как по основному, так и по нештатному фонду зарплаты. Нести строгий режим экономии денежных и материальных средств;
б) принять меры к резкому сокращению дебиторской задолженности, не допуская ее дальнейшего роста и направляя вырученные суммы на погашение кредиторской задолженности;
в) обеспечить выполнение артистами нормы выступлений;
г) систематически проводить учебно-воспитательную работу с актерским составом с целью повышения качества оперных и балетных спектаклей и исполнительского мастерства актеров;
д) обеспечить включение в репертуар лучших произведений, отвечающих задаче дальнейшего подъема идейно-художественного уровня работы театра, обеспечив такое планирование показа текущего репертуара, при котором произведения советских авторов заняли бы ведущее место по числу фактически исполняемых оперных и балетных спектаклей;
е) закрепляя положительную работу по удовлетворению культурных запросов трудящихся нефтяных и сельских районов, проводить в дальнейшем выезды в районы с показом максимально большого числа оперных и балетных спектаклей. [...]
Министр культуры ТАССР — Х. Рахматуллин.

НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 265, л. 1-3.


№ 3. Приказ заместителя министра культуры РСФСР А. Филиппова о командировании работников учреждений культуры в г. Москву
9 февраля 1960 г.
г. Москва.
№ 93

До сих пор имеют место случаи, когда работники учреждений культуры направляются в г. Москву по служебным делам без соответствующего на то разрешения со стороны Министерства культуры РСФСР или Совета Министров [Т]АССР, областных и краевых исполкомов.
Министр культуры Татарской АССР тов. Рахматуллин Х. Б. в январе м[еся]це с[его] г[ода] приказом по министерству ТАССР командировал в г. Москву без разрешения Министерства культуры РСФСР гл[авного] балетмейстера Казанского театра оперы и балета тов. Бордзиловскую Л. А.
Приказываю:
Указать Министру культуры Татарской АССР тов. Рахматуллину Х. Б. на нарушение установленного правительством порядка командирования должностных лиц в г. Москву.
Заместитель министра культуры РСФСР — А. Филиппов.

НА РТ, ф. Р-7237, оп. 2, д. 353, л. 14.

I  Опущена часть текста о неудовлетворительной производственно-финансовой деятельности театров (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).
II  Здесь и далее выделение чертой соответствует выделению в документе.
III  Опущена часть текста о работе театра по формированию репертуара и о формах общения творческого коллектива со зрителями.
IV  Опущена часть текста — благодарность коллективу Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Публикацию подготовила
Резеда Галихузина,
аспирантка Института истории им. Ш. Марджани АН РТ