2001 3/4

Благотворительность фабрикантов Дебердиевых

Среди наиболее крупных татар­ских промышленников времен имперской России наряду с Акчуриными, Рамиевыми были и Дебердиевы. К большому сожалению, о последних до сих пор было мало что известно.

Широкомасштабная торгово-промышленная деятельность Дебердиевых развернулась во второй поло­вине Х1Х-начале XX веков в Кузнец­ком уезде Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Основными владениями потомственных по­четных граждан, братьев Дебердиевых (Ишмухамеда, Махмуда, Ахмеджана, Абдуллы Абдулменняновичей), а также Мухамед-Юсуфа Муха-мед-Аминовича Дебердиева были су­конная фабрика и другие предприя­тия в деревнях Верхозиме и Пендел-ки Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1896 году они создали «Промышленно-торговое товарище­ство Ишмухамед Дебердиев с брать­ями».

Братья были образованными людьми, интересовались историей, в первую очередь своего народа. Они собрали коллекцию предметов куль­туры и быта татарского народа, ко­торая после 1917 года была конфис­кована властями. Дальнейшая судь­ба данной коллекции неизвестна1. Мухамед-Юсуф Аминович известен как писатель, поэт начала XX столе­тия. Он - автор произведения «Эшче намазы» (Молитва рабочего), издан­ного отдельной книгой в Казани в 1910 году2.

Для Дебердиевых, как и для аб­солютного большинства татарских промышленников и купцов Российс­кой империи, была характерна щед­рая благотворительность. Она прояв­лялась и в постоянной поддержке просвещения татарского народа. Фабриканты строили и содержали мектебе, медресе и иные учебные за­ведения, которые славились хорошей постановкой учебного процесса, в них работали опытные, эрудирован­ные педагоги, которые придержива­лись прогрессивного звукового мето­да обучения. В их числе был и Хайрулла Усманов, отец известного та­тарского писателя Шамиля Усманова. О большом уважении братьев к новометодным учебным заведениям свидетельствует следующий факт: в 1903 году ими была оказана финан­совая поддержка педагогам медресе в Бахчисарае3.

Педагогической деятельностью занимались жены и близкие фабри­кантов. Женщины рода Дебердиевых вносили весомую лепту в дело про­свещения татарского населения Куз­нецкого уезда Саратовской губернии. Они в основном занимались обучени­ем и воспитанием девочек-татарок. Супруги братьев прилагали немало усилий для просвещения дочерей рабочих и служащих фабрики и других предприятий Дебердиевых, а также детей из соседних татарских сел. В д. Пенделки на средства Фатимы Дебердиевой содержались два мекте­бе. Другая невестка фабрикантов, Мариам, содержала в д. Верхозим один мектебе. В нем наряду с обыч­ными предметами преподавалось ру­коделие. Питомцы учебного заведения, в частности, обучались тканию скатертей. В начале XX века в пере­численных учебных заведениях обу­чались до 120 татарских девочек4.

Необходимо отметить и другое. Эстафету просвещения продолжали ученицы жен фабрикантов. Так, в 1904 году выпускница мектебе Ф.Де­бердиевой Камяр Чуракова открыла в д. Пенделки собственное учебное заведение. В ее мектебе обучалось 25 девочек5.

Широко известны заслуги Дебердиевых и в оказании конкретной материальной помощи мусульманс­ким общинам, в том числе в строи­тельстве мечетей. На их средства и их усилиями были построены му­сульманские культовые здания в Куз­нецком уезде Саратовской губернии. Документальные материалы говорят и об их вкладе в сооружение мечетей в других регионах России. В 1886 году Мухамед-Юсуф внес 150 рублей на строительство мечети в Санкт-Пе­тербурге6.

Братья не ограничивались внесе­нием собственных пожертвований. О многом свидетельствует следую­щий факт: Мухамед-Юсуф Дебердиев был членом комитета уполномо­ченных лиц по сбору средств на строительство известной мечети в Санкт-Петербурге. Комитет возглавлял вид­ный религиозный и общественный деятель, ахун Гатаулла Баязитов.

Примечательно, что благотвори­тельность Дебердиевых осуществля­лась на постоянной основе. Они вла­дели домами в Мекке и Медине для приема паломников из России, в пер­вую очередь татар7, ежегодно они пе­речисляли 3 процента с чистого до­хода на содержание мусульманского учебного заведения в д. Пенделки Кузнецкого уезда Саратовской губер­нии и поддержку бедных мусульман.

Изложенное выше позволяет ут­верждать, что благотворительность татарских купцов и фабрикантов Де­бердиевых носила многоплановый характер.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. На заседании музейной комиссии по организации Музея народов Востока в Казани 9 декабря 1920 г. присутствовали этнограф и археолог Б.Ф.Адлер, историк искусства Б.ПДенике, Шараф и др. Б.Ф.Адлер докладывал о результатах своей поездки в Москву. В частности, ему удалось вер­нуть в Казань известную коллекцию педагога Леона Осиповича Сиклера (кроме ее русской части и археологической). Одновременно Б.Д.Адлер заявил, что он "настоял на принципиальном разре­шении передать Казани и коллекции [Хасана] Акчурина (Сибирь) (Симбирск - Н. Т.) и Тюбердеева (Дебердиева - Н.Т.)" (см.: НА РТ. Ф.2021. Оп.1. Д. 10. Л.47; Д.11. Л.48.) О коллекции Хасана Ти-мербулатовича Акчурина см.: Таиров Н. В поисках коллекций Хасана Акчурина.-Татарстан.-1995.-№ 5/6.-С.105-106.

2. Подробнее о нем см.: Ахметзянов М., Таиров Н. Дебердиевлар шәҗәрәсе.-Татарстан.-1997.-№12.-С.22-24.

3. Кэрими Ф.Г. Морза кызы Фатыйма. Сайланма әсәрләр.-Казан,1996.-378 б.

4. Тәрҗеман.-1903.-17 ноябрь.

5. Там же.- 1904.-28 сентябрь.

6. Там же.- 1886.-21 ноябрь.

7. Об этом см.: Тагиров И. Восток — дело тонкое.-Гасырлыр авазы-Эхо веков.-1998.-№ 1/2.-С. 149-164; Кашапов Р. В чьих руках заграничное имущество татарских мусульман.-Известия Татарста-на.-1995.-1 марта.

 

Наиль Таиров,

кандидат исторических наук