2011 3/4

Маршал Советского Союза В. К. Блюхер, он же — граф фон Гален?

Всем нам хорошо известны имена Григория Отрепьева, Емельяна Пугачева и княжны Таракановой, «вклепавших на себя» (как говорили в XVIII в. — В. Б.) чужие имена царевича Димитрия, императора Петра III и дочери императрицы Елизаветы Петровны. Народная молва отождествляла разбойника Кудеяра с сыном царя Ивана Грозного, а императора Александра I с неким монахом — и это только наиболее известные примеры. Библиография как специальных, так и популярных исследований, в которых в той или иной степени рассматривается проблема «самозванства» или тождественности разных исторических личностей, весьма обширна. В этой статье хочется рассказать о двух людях, которых молва, помимо их воли, объединила в одно историческое лицо.
Несколько лет тому назад Томас КуфусI рассказал автору следующую историю. В 1938 г., когда не только в СССР, но и за границей стало известно об аресте маршала В. К. Блюхера, в Германии некий человек, прочитав в газетах эту информацию и рассмотрев фотографию В. К. Блюхера, заявил, что это не кто иной, как якобы погибший в 1915 г. на русском фронте ротмистр австро-венгерской армии граф Фердинанд фон Гален. Сделавший столь сенсационное заявление был бывший денщик фон Галена. Таким образом возникла легенда, что ротмистр фон Гален не погиб в Карпатах, а был взят в плен русскими, а после революции 1917 г. перешел на сторону «красных», принял имя и фамилию Василия Блюхера, под которым вошел в историю как герой Гражданской войны и один из маршалов Советского Союза, первый награжденный высшим в то время орденом Красного Знамени.
Томас Куфус предложил автору статьи принять участие в создании документального фильма об этой истории в качестве консультанта по архивам. Финансирование этого проекта взял на себя родственник Фердинанда фон Галена — Михаэль фон Гален, живущий в настоящее время в Берлине и работающий на производственной киностудии «Опал». Из разговора стало ясным, что все немцы, работавшие над этим проектом уже несколько лет, абсолютно уверены, что В. К. Блюхер и Фердинанд фон Гален — одно и то же лицо. Подобная уверенность базировалась на трех фактах: на заявлении (более чем полувековой давности. — В. Б.) денщика фон Галена; на том факте, что в период работы в Китае В. К. Блюхер имел паспорт на имя З. В. Галина и на заключении профессора, кандидата медицинских наук Рихарда П. Хелмера из Института судебной медицины Боннского университета, который провел сравнительное фотоисследование личностей ротмистра фон Галена и маршала Блюхера по заказу Михаэля фон Галена.
Даже то, что советский маршал Василий Константинович Блюхер носил ту же фамилию, что и знаменитый прусский маршал и герой войн с Наполеоном Гебхард Блюхер, рассматривалось немцами как факт, свидетельствующий о том, что фон Гален, будучи немцем, взял эту фамилию в знак уважения к этому отважному воину.
Теперь рассмотрим факты, якобы подтверждающие теорию, что Василий Блюхер изначально был Фердинандом фон Галеном.
О высказывании денщика фон Галена речь будет идти ниже, а сейчас остановимся на китайском паспорте В. К. Блюхера и рассмотрим результаты судебно-медицинского заключения.
В 1924-1927 гг. В. К. Блюхер был главным военным советником Национально-революционного правительства Китая. Михаэль фон Гален в 1991 г. обратился в Министерство обороны СССР с просьбой провести поиски документальных материалов, относящихся к жизни и деятельности В. К. Блюхера. В ответном письме начальника историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального штаба ВС СССР полковника И. Венкова от 24 октября 1991 г. было сказано, что «…советские архивисты провели поиск и исследование документальных материалов, относящихся к жизни и деятельности В. К. Блюхера (родился в 1889, призван на службу в 1914, служил в 19-м Костромском полку, в сентябре 1915 был уволен в запас вследствие полученных ранений)… Был обнаружен документ, который, видимо, и стал основанием для слухов о том, что Блюхер — это некто Гален. Речь идет о виде на жительство, выданном Блюхеру 26 января 1927 г. на имя Зоя Всеволодовича Галина генеральным консульством СССР в ХанькоуII. Скорее всего, деятельность Блюхера в ту пору требовала определенной конспирации и ему было предложено взять в качестве псевдонима какую-нибудь фамилию. Таким образом, по имени дочери Зои он назвал себя Зоем, а имя жены Галины использовал в качестве фамилии, которая записана в документе, как Галин, но не Гален». Но немцев подобный аргументированный комментарий полковника И. Венкова не удовлетворил.
Теперь о судебно-медицинской экспертизе, проведенной профессором Р. Хелмером из Института судебной медицины Боннского университета. В своем письме Михаэлю фон Галену от 16 марта 1993 г. он писал, что провел сравнительное фотоисследование личностей ротмистра фон Галена и маршала Блюхера.
Р. Хелмер сравнивал отдельные признаки на трех фотографиях фон Галена и на трех фотографиях Блюхера, что было обусловлено «различимостью отдельных признаков на фотографиях, являющихся совершенно разными».
В своем письме он отмечал: «...я прихожу к выводу, что возможно доказать всего 42 совпадающих признака на фотографиях ротмистра и маршала. Из них 31 признак, относительно их значения, является ведущим, так как речь идет о неизменяемых признаках, которые, однако, не распознаются или не в равной степени хорошо распознаются в каждом случае на всех фотографиях… Существенное совпадение признаков наблюдается в следующих зонах: тип телосложения, контур лица, форма бровей, расположение глаз, форма век, форма носа, вид хоан, форма губ и рта, контур подбородка. Форма и вид ушных раковин на фотографиях совпадают. Правда, уши каждый раз можно распознать только с одной перспективы: наискось спереди, так что сравнение более мелких деталей не может быть проведено с достаточной уверенностью».
Всего в заключении приводится 102 пункта, по которым проводилось сравнительное исследование. Заключение тщательное, подробное, но позволяет трактовать его выводы в каком угодно контексте. Профессор Р. Хелмер, на мой взгляд, намеренно «утопил» суть исследования в описании мельчайших деталей, например: «На фотографии ротмистра, изображение два, на основании носогубной складки справа можно распознать маленькое точечное изменение кожи, которое выглядит так, как будто речь идет о маленькой фиброме, эта особенность наблюдается на фотографии маршала (изображение шесть) в очень неотчетливой форме. Неузнаваемость на других фотографиях не исключает того, что такого рода маленькая кожная опухоль, тем не менее, существует на соответствующем месте, однако не может распознана или в результате неудачного освещения, или, возможно, была отретуширована. Изменение кожи, наблюдаемое у маршала на изображении номер шесть, могло бы, однако, по своей форме и локализации соответствовать особенности кожи на иллюстрации два. Необходимо указать на то, что в случае таких мелких деталей всегда существует опасность, что речь также может идти и о адефакте. С другой стороны, такого рода результат является, естественно, веским доказательством идентичности личностей». Приведенная цитата, по-моему, наглядно характеризует проведенное судебно-медицинское исследование, в котором из 42 совпадающих признаков большинство базируется на таких совпадениях, как раса — в обоих случаях «1 европейская», тип сложения — «2-3 лептометроморф», форма роста — «3 метропласт» и кончик носа главное направление — «4 неопределенное».
Автора подобное исследование ни в чем не убедило, тем более, что в своей повседневной работе, как и многим архивистам РГАКФДIII, мне часто приходится проводить идентификационные исследования при работе как с фотодокументами, так и с кинодокументами, и определенными навыками в проведении этих исследований я уже обладаю. Немцы также обратились за интересующей их информацией не только в Министерство обороны СССР, но и на родину В. К. Блюхера в г. Рыбинск, где и сегодня чтят своего знаменитого земляка и собирают всю возможную информацию о нем. Это, по мнению немцев, должно было подтвердить их версию о том, что человека по фамилии В. К. Блюхер до 1915 г. или вообще не было, или помочь в прояснении путей возможного пересечения жизненных путей В. К. Блюхера и фон Галена. По данным Рыбинского историко-художественного музея: «В. К. Блюхер родился 1890 г. в д. Барщинке Рыбинского уезда Ярославской губернии. Ноябрь 1912-1914 гг. — призван в ратники государственного ополчения. Август 1914 г. — числится в списке по нижним чинам 56 пехотного запасного батальона. 8 января 1915 г. — ранен под Тернополем, госпиталь. До нач[ала] 1916 г. — уволен в первобытное состояние. Приезд в Барщинку, лечение в деревне. В анкетах от 1934 г. В. К. Блюхер называет четырех родных детей и двух усыновленных. От первого брака с Галиной Павловной Покровской было трое детей. Во время работы в Китае Блюхер познакомился с переводчицей Галиной Александровной Кольчугиной. От этой связи родился сын Василий (1928). Их брак не был зарегистрирован. Второй брак с Глафирой Лукиничной Безверховой состоялся в 1932 г. в г. Хабаровске, они прожили вместе вплоть до самого ареста Блюхера в 1938 г. От этого брака было двое детей».
Как видно из этой информации о В. К. Блюхере, в г. Рыбинске не сомневались, что человек с такой фамилией был.
При этом следует отметить, что из имеющихся на тот момент биографических данных на В. К. Блюхера видно, что некоторые разночтения существуют. Например, во всех изданиях, в том числе в Большой Советской энциклопедии и в данных из Рыбинского историко-художественного музея, годом рождения В. К. Блюхера указан 1890 г. В упоминаемом выше письме полковника И. Венкова годом рождения назван 1889 г. В загранпаспорте на имя З. В. Галина фигурирует также 1889 г. Думается, что Блюхеру при оформлении паспорта под другой фамилией не было нужды искажать подлинный год своего рождения, каковым следует считать 1889 г.
Между прочим, в хранящейся в РГВАIV учетной карточке на В. К. Блюхера, составленной в Гестапо 13 февраля 1936 г., написано: «Год рождения — 1889. Гражданство — СССР. Псевдоним — Генерал Гален.
Во время мировой войны был солдатом, затем унтер-офицером и вышел в отставку в 1916 г. после тяжелого ранения».
По данным Рыбинского историко-художественного музея В. К. Блюхер в ноябре 1912 г. был призван в ратники государственного ополчения, каковым и являлся в 1914 г. По сведениям полковника И. Венкова, В. К. Блюхера призвали на военную службу в 1914 г. Все эти разночтения однозначно трактовались немцами как косвенное свидетельство фабрикации биографии В. К. Блюхера под фон Галена. Правда, даже горячих сторонников тождественности Блюхера и Галена несколько смущала разница в возрасте. Если В. К. Блюхер родился в 1889 г. (или в 1890 г. — В. Б.), то граф Фердинанд фон Гален родился 5 декабря в 1874 г., то есть на 15 лет раньше!
Тем не менее, обнаруженные факты уже стали сенсацией, фильм был почти готов к запуску, оставалось взять интервью у вдовы В. К. Блюхер Глафиры Лукиничны, живущей в Москве, побывать в доме Блюхера в Хабаровске, в котором он жил, будучи командующим ОДВАV (в настоящее время в этом доме находится штаб Забайкальского военного округа.В. Б.). Это брал на себя Т. Куфус, а мне предлагалось поискать информацию о Блюхере и Галене в РГВИАVI.
Забегая вперед, скажу, что интервью с Глафирой Лукиничной Блюхер очень обнадежило Т. Куфуса: помимо прочих интересных фактов из их совместной жизни, она рассказала и то, что во время их совместного отдыха в компании друзей один из них в шутку окликнул В. К. Блюхера: «Эй, граф!», и Глафира Лукинична со смехом вспоминала, как Блюхер изменился в лице. Следует отметить, что Т. Куфус к этому моменту еще не рассказал ей о предположении, что В. К. Блюхер, возможно, и в самом деле был графом. Почему В. К. Блюхер так отреагировал на это обращение? Может быть, потому, что назвать графом красного командира было сомнительной шуткой.
Что касается возможной работы с документами РГВИА, то видимо судьбе было угодно, чтобы именно в тот момент мне пришлось заниматься расшифровкой киносъемок 1915 г. о командующем 11-й армией генерале Д. Г. Щербачеве, и с этой целью знакомиться с хранящимися в РГВИА документами. А поскольку В. К. Блюхер и фон Гален воевали (с разных сторон) именно на участке фронта армии генерала Д. Г. Щербачева, то не составило труда объединить направления этих поисков.
Итак, что же было известно о графе Фердинанде фон Галене к началу поисков? Он родился 5 декабря 1874 г., прекрасный горнолыжник, с начала войны пошел в армию, ротмистр. Погиб 24 января 1915 г. около населенного пункта БаницаVII. Видимо, фон Гален был не простым ротмистром, так как из Вены была прислана комиссия, которая занималась выяснением обстоятельств его гибели. Его тела комиссия не видела, так как фон Гален был убит во время вылазки в расположение русских войск, и только в марте 1917 г. тело фон Галена было эксгумировано и опознано его вдовой. Но Михаэль фон Гален опознание вдовы ставил под сомнение.
О В. К. Блюхере было известно несколько больше: с маршевой ротой в 1914 г. он был направлен в 5-ю пехотную дивизию, где поступил на пополнение 19-го Костромского полка в 3-ю роту; в ноябре 1914 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Награжден за боевые заслуги двумя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. 8 января (21 января по новому стилю.В. Б.) 1915 г. был тяжело ранен в бою на реке Дунаец под Тернополем (или Тарновом, как он раньше назывался.В. Б.). В сентябре 1915 г. уволен «в первобытное состояние» вследствие полученных ранений.
Большинство этих данных фигурировало применительно к В. К. Блюхеру во всех изданиях, включая БСЭ и данные Министерства обороны СССР.
Приступая к поискам, у меня не было особых иллюзий на их благоприятный результат: уж очень проблематичной представлялась сама возможность отыскать документы, в которых фигурировали бы фамилии В. К. Блюхера и, тем более, фамилия какого-то австро-венгерского ротмистра. Однако разыскать кое-что о наших героях все-таки удалось.
Не буду рассказывать о путях поиска найденных документов, которые сами по себе были достаточно любопытными, остановлюсь на собственно результатах.
Итак, что же удалось разыскать о ротмистре фон Галене? В «Полевой книжке штаба 3-й Кавказской казачьей дивизии» содержится донесение начальника штаба X корпуса от 11 января № 73 из Линники (здесь и далее даты даны по старому стилю; 11 января — это 24 января по современному стилю.В. Б.): «[В] 10 часов противник небольшими частями пытался потеснить левый фланг охранения Кавказской дивизии. Огнем противник был отбит, оставив убитыми трех нижних чинов, одного офицера, пять взято [в] плен. № полка будет сообщен дополнительно. У Воловес взято три плен[ных из] 97 пех[отного] полка. [В] остальном фронте без перемен. Одинцов».
В тот же день — 11 января 10-30 № 81:«Разведывательная.Дополнение № 73. Взятые у БанницыVIII пленные 9 ландверного и пятого ландверного, убитый офицер 91 полка, которого здесь нет, офицер был прикомандирован. Отобранные бумаги представлю завтра. Начальник штаба Кон. К-саIX Г. Ш. Полковник Одинцов. Линники».
В № 88:«К № 81. Сейчас отправил 12 пленных взятых у БанницыX и Сенкова и бумаги, отобранные у убитого офицера. Одинцов». Дальше по инстанции.
Командир конного корпуса генерал Хелмицкий. 11 января 6 часов вечера № 83. Место отправления Варне:«Сегодня в 10 ч 30 мин утра около 50 чел[овек] пехоты пр[отивни]ка повели наступление на Баниц[у], но были отбиты ружейным огнем пятой сотни екатеринодарцев. У пр[отивни]ка убиты: 1 оф[ицер] и 3 ниж[них] ч[ина], ранено много, захвачено в плен раненых шесть и здоровых семь н[ижних] чинов. Четыре из них 9-го ландверного п[олка], два 5-го ландверного п[олка], один 91-го полка (он денщик офицера, говорит, что этого полка здесь нет, он был прикомандирован)».
Далее читаем: «Пятый ландверный п[олк] 3-го корпуса, в ротах этого п[олка] по 230 чел[овек]. Одеты в коротки[е] меховы[е] куртк[и] внутрь. Пленных и бумаги вышлю завтра утром. Раненые тех же полков. Убитый офицер немец лыжник 91-го пех[отного] п[олка] ген[ерал]-м[айор] Филимонов».
Из приведенных документов со всей очевидностью видно, что речь идет именно о ротмистре графе Фердинанде фон Галене, хотя его фамилия и не называется. То, что в документах офицер назван «немцем», говорит лишь о его национальности, так как национальности «австриец» в начале XX в. не существовало.
Никаких других стычек между русскими и австро-венгерскими войсками в этот день на интересующем нас участке фронта не было. Также ясно, что современные ссылки на высказывания денщика не состоятельны, так как денщик, попавший в плен, не мог не знать, что его офицер был убит.
Теперь о В. К. Блюхере. В документах 19-го пехотного Костромского полка читаем: «Список нижним чинам 56 пехотного запасного батальона, прибывшим на укомплектование 19 пех[отного] Костр[омского] полка». Это приложение к приказу по полку от 18 ноября 1914 г. № 352 параграф 7 (всего 232 человека); на л. 265 об. — 4 рота — «ряд[овой] Блюхер Василий Константинов[ич]. На довольствие — с 17 ноября».
Первое несоответствие: в анкете В. К. Блюхер пишет, что взят по мобилизации в августе 1914 г., пробыв две недели в 93 запасном батальоне с маршевой ротой, направлен в 5 пехотную дивизию, где поступил на пополнение 19-го Костромского полка рядовым в 3 роту. Перепутанные номера запасного батальона и роты можно списать на простую забывчивость В. К. Блюхера по прошествии немалого количества лет и малозначимости этих данных конкретно для него.
В приложении к приказу по полку от 31 декабря 1914 г. «Список денежных переводов» на л. 83 читаем: «4 рота — Василию Блюхеру — 5 рублей». Деньги, видимо, не были переданы, так как в другом документе от 31 января 1915 г. записано: «От командира 4 роты — переданы денежные переводы на пропавшихбез вести Александра Сапрыкина (10 р.) и ран[еного] Василия Блюхера (5 р.)». По документам можно восстановить картину ранения В. К. Блюхера. Есть следующая запись в «Журнале военных действий полка»: 8 января — «Сильно обстреливается 2-й батальон, где фанатаXI попала в окопы, 1-го убила и несколько человек ранила».
Можно предположить, что именно эта граната (то есть артиллерийский снаряд) и стала причиной тяжелого ранения В. К. Блюхера.
В списке убитых и раненых на январь в 4-й роте в числе раненых Василий Константинович Блюхер (зап[асной] рядовой) — 8 января.
Таким образом, запись в анкете В. К. Блюхера: «произведен в мл[адшие] унт[ер-]офицеры — 1914, ноябрь» не соответствует действительности. Как, впрочем, и наличие таких воинских наград, как двух Георгиевских крестов.
В просмотренных мной списках награжденных за 1914 г. — первую половину 1915 г. В. К. Блюхер не фигурирует, и только в приложении к приказу по полку от 2 июля 1915 г. находим «Список награжденных за боевые отличия Георгиевскими медалями 2, 3 и 3-й степени»XII: рядовой Василий Блюхер — Георгиевская медаль 4 степени № 313935 за 28 ноября 1914 г.»
Статут солдатского знака Георгиевского креста и Георгиевской медали предполагал строгую последовательность получения крестов и медалей — от 4-й степени через 3-ю, 2-ю и потом 1-ю. Исключений никогда не допускалось. Следует добавить, что в России подобная последовательность строго соблюдалась применительно ко всем орденам, которые имели несколько степеней.
На фотографии В. К. Блюхера 1915 г., которая присутствует во всех изданиях о нем, видно, что позирует рядовой (на погонах не видно двух «лычек», положенных младшему унтер-офицеру.В. Б.) с одной Георгиевской медалью на груди и саблей на поясной портупее. Сабля явно из атрибута фотоателье для придания фотографирующимся воинственной «мужественности», так как в пехоте (напоминаю, что В. К. Блюхер служил в 19-м Костромском пехотном полку.В. Б.) только офицерам было положено носить шашку (но не саблю!) и на плечевой, а не на поясной, как в кавалерии, портупее.
Больше документов, в которых бы упоминался В. К. Блюхер, найти не удалось. Думается, что можно верить В. К. Блюхеру, который в анкетах писал: «уволен в первобытное состояние вследствие полученных ранений — 1915 [г.], сентябрь».
Из упомянутых документов ясно, что такая личность, как В. К. Блюхер, существовала и что ротмистр граф Фердинанд фон Гален был убит под Баницей 24 января 1915 г. (по новому стилю.В. Б.). Таким образом, сенсация не состоялась, чем были очень огорчены немцы. После архивных изысканий проект создания документального фильма о тождественности личностей маршала В. К. Блюхера и графа фон Галена был «похоронен» — факты победили фантазии.
 
Виктор Баталин,
член Союза кинематографистов России (г. Красногорск)
 
Вестник архивиста. – 2008. – № 2 (102). – С. 297-307.


I. Томас Куфус — продюсер, основатель Zerofilm (Берлин, Германия). Продюсер фильмов А. Сокурова «Тихие страницы» (1993), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999), «Отец и сын» (2003). 
II. Бывший город в Китае, в провинции Хубэй, с 1956 г. — в составе городской агломерации Ухань. 
III. Российской государственный архив кинофотодокументов. 
IV. Российский государственный военный архив. 
V. Особая дальневосточная армия. 
VI.  Российский государственный военно-исторический архив. 
VII. Баница — село в Болгарии. Находится в Врачанской области, входит в общину Враца.
VIII. Так в документе. 
IX.  Так в документе. 
X. Так в документе. 
XI. Вероятно в документе опечатка, имеется в виду «граната».
XII.Так в документе.