2011 3/4

Система непрерывного образования архивистов Татарстана

В 1994 г. Архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан была разработана действующая по сей день система непрерывного архивного образования как составная часть архивной реформы в целом. В ней основное внимание уделяется подготовке профессиональных кадров, но вместе с тем придается важное значение и повышению квалификации архивистов.
В том же году по инициативе Архивного управления РТ началась, как это успешно практикуется у коллег в Китае, подготовка специалистов средней квалификации по специальности «Делопроизводство и архивоведение» с дневной и заочной формой обучения на базе профессионального лицея № 9 г. Казани. Республиканским научно-исследовательским центром профессионального образования совместно с архивистами был разработан учебный план, состоящий из гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов. Они включали в себя как общие, так и специальные дисциплины: всеобщая и отечественная история, история государственных учреждений, теория и практика архивного дела, история и организация делопроизводства, автоматизация архивных технологий. К проведению лекций и практических занятий были привлечены преподаватели кафедры историографии и источниковедения Казанского государственного университета, специалисты Национального архива РТ, преподаватели лицея.
Следует отметить особую активность преподавателей Казанского университета. Это отчасти связано и с тем, что по ходатайству Главного архивного управления и деканата исторического факультета университета, Ученый совет и ректорат КГУ приняли решение об открытии специализации по историко-архивоведению. Мы знаем, что и сейчас многие ключевые должности в архивах занимают выпускники исторического факультета старейшего в стране вуза. И потому надеемся, что уже в ближайшие годы Казанский (Приволжский) федеральный университет, продолжая традиции, начнет подготовку профессиональных кадров — архивистов высшей квалификации. Университет имеет для этого необходимую базу и научно-педагогические кадры историков, историографов и источниковедов.
Первую лепту в подготовку архивистов высшей квалификации в нашей республике внес созданный на базе известного в стране архивного института (три выпускника которых — Л. Горохова, А. Димитриева, В. Бобков уже много лет трудились в наших архивах) Российский государственный гуманитарный университет, создавший в 33 регионах России свои филиалы. Казанский филиал 1 сентября 2001 г. принял более тридцати студентов-заочников на отделение «Историк-архивист». Среди обучающихся были работники республиканских, районных и ведомственных архивов, а также архивисты из Москвы, Башкортостана, Астраханской, Саратовской, Ульяновской областей1.
Большинство выпускников сдали государственные экзамены и защитили дипломные работы только на оценки «отлично» и «хорошо». Среди первых выпускников были заведующие архивными отделами администраций Атнинского района Р. Фидаева, Лениногорского — А. Петрова, Камско-Устьинского — Л. Семагина, Сабинского — Р. Латипова, главный специалист Государственного архива документов по личному составу РТ С. Шарафутдинова, работники Национального архива РТ А. Михайлов, Е. Суворова, Л. Салеева, А. Зиганшина, О. Филимонова, архивист из Спасского района А. Низамова и другие.
Государственную аттестационную комиссию возглавляли авторы одного из лучших учебников по архивоведению — декан факультета «Архивоведение» и заведующий кафедрой «Архивоведение и археография» Историко-архивного института РГГУ, председатель учебно-методической комиссии по специальности «Историко-архивоведение» вузов РФ Е. Бурова и заместитель директора Историко-архивного института, заместитель председателя учебно-методической комиссии вузов РФ Е. Алексеева. Дипломные работы студентов были рецензированы ведущими кафедрами Историко-архивного института — всеобщей истории (заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор Н. Басовская), отечественной истории, древнего мира и средних веков (доктор исторических наук, профессор А. Калянский), аудиовизуальных архивов и документов (доктор исторических наук В. Магидов), отечественной истории новейшего времени (доктор исторических наук, профессор А. Безбородов). Методическую помощь в организации учебной работы с выездом в г. Казань оказали видные ученые вуза — доктора исторических наук, профессора, заведующий кафедрой истории и организации архивного дела Е. Старостин и М. Мухаметжанов. К большому сожалению, отделение по специальности «Историко-архивоведение» в Казанском филиале Российского государственного гуманитарного университета просуществовало недолго.
Основной кузницей подготовки архивистов высшей квалификации для системы государственной архивной службы нашей республики стал Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ). Здесь специальность «Историко-архивоведение» первоначально по ходатайству Главного архивного управления при КМ РТ и поддержке ректора, доктора технических наук Ю. Назмиева была открыта в рамках инженерно-экономического факультета осенью 2000 г. В 2003 г. приказом ректора университета, доктора технических наук Ю. Петрушенко в составе Института экономики и социальных технологий (директор — доктор политических наук Н. Мухарямов) открыли самостоятельную кафедру «История и архивное дело», которую первоначально возглавил профессор Д. Шарафутдинов, с 2004 г. — профессор Ф. Нуриахметова.
Университет имеет современную учебную базу, высокопрофессиональный состав преподавателей, развитую локальную вычислительную сеть, что позволяет студентам овладевать самыми современными технологиями сбора, хранения и передачи информации. В процессе обучения студенты получают фундаментальное образование по истории России и зарубежных стран, источниковедению, историографии, теории и методике архивоведения, археографии, вспомогательным историческим дисциплинам и ряду других дисциплин. Историк-архивист, освоивший основную образовательную программу бакалавриата профиля «Историко-архивоведение», имеет возможность для продолжения образования в аспирантуре, магистратуре, в том числе за рубежом в университетах и научных центрах, с которыми у КГЭУ установлены широкие международные связи (Япония, Италия, Германия, Франция, Великобритания, США и др.).
Преподаватели вуза имеют тесные контакты с республиканскими архивами, многие из них состоят в Татарстанском республиканском отделении РОИА, часть из них имеет опыт работы в республиканских архивах, один преподаватель защитил кандидатскую диссертацию по истории архивного дела в Татарстане. К археографическим разработкам привлекаются и студенты, темы их дипломных и курсовых работ в большей части касаются истории и проблем развития архивного дела в Татарстане.
Главное архивное управление при КМ РТ, правление Татарстанского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов оказывают вузам посильную помощь. К образовательному процессу подключаются имеющие ученую степень сотрудники управления и республиканских архивов. При разработке лекций широко используются научные труды архивистов по археографии, в том числе рекомендованное к изданию Федеральной архивной службой России учебное пособие «Архивное дело в Татарстане (1940-2001 гг.)», автором которого является директор Национального архива РТ Л. Горохова. В открытом доступе находится справочно-информационный фонд Главного архивного управления. На базе государственных архивов проводятся практические занятия со студентами.
По договоренности между администрацией институтов, университета и Главным архивным управлением базовым учреждением для обучения будущих архивистов являются Центральный государственный архив историко-политической документации РТ и Национальный архив РТ. Вот уже более десяти лет студенты исторических факультетов Казанского университета, педагогического и энергетического университетов проходят здесь архивную практику. На время ее проведения студентам предоставляются оборудованные читальные залы, архивные справочники и документы. Сотрудники читают обзорные лекции по истории архива, по составу документов, об основных направлениях деятельности архива, знакомят с условиями хранения документов, с лабораторией, с научно-справочным аппаратом. В ходе практики каждый студент получает не только навыки работы по выявлению источников, но и возможность написания самостоятельного научного исследования на основе архивных документов, также возможность на практике ознакомиться с теми видами работ, которые входят в обязанности сотрудников архива.
По результатам архивной практики впервые был подготовлен сборник студенческих работ, посвященный 125-летию Казанского педагогического университета «Знания о прошлом: студенческий взгляд на актуальные проблемы истории России и Татарстана». Студентка Казанского государственного энергетического университета историко-архивоведческого отделения Г. Ершова в рамках конкурса, проводимого к 90-летию архивной службы Республики Татарстан, получила диплом Iстепени за курсовую работу «Комплектование Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (1991-2007 гг.)». Работа была опубликована в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков».
Особого внимания заслуживает практическая сторона работы Центрального государственного архива историко-политической документации РТ со студентами КГЭУ. Многие работы студентов затрагивают актуальные проблемы развития архивного дела в Татарстане. Появляются исследования, посвященные современным проблемам аудиоархивистики, выполненные на базе Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ — первого мультимедийного архива в России. Защита дипломных работ первых выпускников этого вуза по специальности «Историко-архивоведение» состоялась в июне 2005 г. Государственной экзаменационной комиссией часть работ была рекомендована к публикации, лучшее дипломное сочинение было выдвинуто на конкурс дипломных работ университета. Четыре выпускника получили рекомендации в аспирантуру. Всего за годы работы кафедрой КГЭУ выпущено более 100 историков-архивистов. Возникает вопрос: а будет ли востребована на татарстанском рынке труда профессия архивиста, смогут ли найти выпускники работу по специальности? Думаем, что да, потому что в республике насчитывается более 4 тысяч ведомственных архивов, действует множество частных архивов, которые практически еще не укомплектованы профессионалами. Расширение сферы применения электронных документов также требует квалифицированных архивистов. Да и опыт свидетельствует о востребованности выпускников того же энергетического университета в государственных и муниципальных архивах, государственных учреждениях и организациях, музеях и библиотеках, учреждениях культуры и образования Республики Татарстан, а также высших учебных заведениях.
Время потребовало повышения научного уровня архивных работников. На сегодняшний день в аспирантуре учатся четыре архивиста, знающие «изнутри» проблемы отрасли. Аспирантура и стала третьей ступенью подготовки высококвалифицированных научных кадров для государственной архивной службы Республики Татарстан. Это часть программы непрерывного образования.
Повышение деловой квалификации сотрудников заложено и в планы работы республиканских архивов, ими же периодически проводятся совещания-семинары для работников ведомственных архивов. К организации подобных мероприятий мы привлекаем и вузы.
Главное архивное управление систематически проводит обучение заведующих архивными отделами администраций городов и районов республики. Регулярно организуются семинары, тематика которых охватывает все основные направления деятельности архивов. Практическое обучение работников архивных отделов, их консультирование является обязательной частью всех командировок сотрудников отдела организационно-методической работы Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ. Постоянными являются совещания-семинары председателей экспертных служб, работников делопроизводственных служб и архивов министерств, ведомств, организаций и предприятий республики2.
Важным подспорьем в повышении профессионального уровня работников стали зональные научно-методические советы. Мы признательны Росархиву за реорганизацию Совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, что значительно усилило его научно-методический потенциал.Нами в 2001 г. созданы и свои республиканские зональные методические советы. 44 архивных отдела были поделены по территориальному признаку на четыре зоны, председателями советов избрали наиболее грамотных и опытных заведующих из районов и городов, где сложились хорошие традиции в области архивного дела, где действуют сильные районные организации Татарстанского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов.
Первое мероприятие в формате «круглого стола» зонального методического совета состоялось в мае 2001 г. в Альметьевске. Здесь встретились архивисты из 16 районов Татарстана, их коллеги из Башкортостана и Самарской области для обсуждения злободневных проблем обеспечения сохранности документов по личному составу в связи с ликвидацией, реорганизацией и приватизацией предприятий, с обеспечением социальной и правовой защиты граждан. В 2002 г. в с. Апастово собрались архивисты из 12 районов республики, где Зеленодольский зональный методический совет провел семинар, посвященный актуальным вопросам комплектования архивных отделов администраций районов и городов Татарстана. Перед участниками семинара с докладами выступили специалисты Главного архивного управления, состоялся обмен опытом. В заключение была проведена инновационная игра по обсуждаемой теме. Вопрос комплектования архивов был обсужден и на семинаре Чистопольского зонального методического совета, прошедшем в Булгаре. В последующие годы проблемы комплектования обсуждались в Набережночелнинском и Бугульминском зональных методических советах. В Главном архивном управлении для председателей зональных методических советов периодически организуются семинары-совещания. Так, один из семинаров был посвящен проблемам внедрения автоматизированных архивных технологий в архивных отделах республики.
Практикуем мы и такой вид повышения квалификации, как стажировка. Ее в обязательном порядке проходят в республиканских архивах или в базовых центрах зональных методических советов вновь принятые на работу заведующие архивными отделами администраций районов и городов республики. Стажировку используем также для повышения компьютерной грамотности. В рамках Договора о сотрудничестве между архивными службами Татарстана и Турции наши специалисты проходят стажировку в Османском архиве, мы в свою очередь принимаем турецких коллег.
Повышению профессионального уровня архивистов способствует постоянно действующий лекторий «Историко-просветительные чтения», организованный Главным архивным управлением при КМ РТ совместно с правлением Татарстанского республиканского отделения РОИА. Ежегодно перед нашими специалистами на актуальные темы выступают видные ученые Казанского (Приволжского) федерального университета, Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль». На очередных чтениях, куда были приглашены и студенты архивных отделений вузов, состоялся обстоятельный разговор об истории выборов начала и конца XX в. Актуальной была и приуроченная к мероприятию документальная выставка «Выборы. XX век».
Резерв будущих архивистов мы начинаем готовить уже в школах. Так, несколько лет при Центральном государственном архиве историко-политической документации РТ успешно действует своеобразная школа молодого архивиста. Для школьников проводятся экскурсии, беседы, встречи, литературно-музыкальные конференции. Эти встречи, как правило, сопровождаются тематическими выставками.
«Личность в истории» — под таким названием в гимназии № 6 г. Казани прошло 15 марта 2002 г. заседание «круглого стола» с участием учителей истории Приволжского района и работников Центрального государственного архива историко-политической документации РТ. Архивисты выступили с сообщением об опыте работы по патриотическому воспитанию школьников, продемонстрировали малоизвестные документы о политических деятелях М. Вахитове и И. Казакове, драматурге К. Тинчурине и поэте Х. Туфане. Участники «круглого стола» отметили большую значимость сотрудничества архивов со школами для развития краеведения и совершенствования методики преподавания истории3.
В феврале 2010 г. в школе № 122 г. Казани впервые состоялась интерактивная презентация урока на тему «Школа в годы Великой Отечественной войны». При ее подготовке были использованы электронные копии документов архива из фондов Татарского обкома и Казанского горкома ВЛКСМ. Материал был сгруппирован по трем рубрикам: «Организация школьной работы», «Помощь фронту», «Военно-физическая подготовка школьников» (всего было показано 24 документа, в том числе 10 фотографий).
Один из уроков был посвящен рассказу о летчике 840-го авиаполка 326-ой авиадивизии Хаке Халилове. Уроженец Апастовского района Татарстана Х. Халилов совершил сотни боевых вылетов на ТУ-2, о чем свидетельствует его фронтовой дневник. За три месяца до долгожданной Победы он был сбит над г. Кенигсбергом. Потом был концлагерь. Советский воин не пал духом в плену, ему удалось бежать. Школьники получили возможность не только услышать рассказ и увидеть подлинные документы Халилова — фронтовой дневник и фотографии, но и встретиться с родственниками воздушного стрелка — детьми и внуками, которых через газетную статью разыскали архивисты. На этой встрече сын Х. Халилова передал архиву две тетради воспоминаний отца о Великой Отечественной войне.
Центральный государственный архив историко-политической документации РТ уже давно шефствует над учащимися спецшколы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Казани. Работники архива проводят с учащимися уроки патриотизма как в самом интернате, так и в читальном зале архива. Для них устраивают выставки документов, помогают в написании рефератов, пополняют копиями архивных документов фонды школьного музея «Подвиг».
По архивным документам школьники пишут рефераты, научно-исследовательские работы, успешно участвуя во всероссийских, республиканских и районных конференциях, краеведческих чтениях. Так, лауреатом XI Всероссийского конкурса участников краеведческого движения «Отечество — 2003» стала ученица 10 класса школы № 36 г. Казани Лиля Хузеева, представив работу на основе архивных документов «Времен связующая нить», посвященную 90-летию со дня рождения своего дедушки — поэта-фронтовика Гали Хужи.
Предметом наших забот является и повышение квалификации работников архивных учреждений республики. Сотрудники обучаются на курсах, организуемых Учебным центром переподготовки и повышения квалификации работников учреждений и организаций системы Росархива, Учебными курсами отраслевого центра повышения квалификации по архивному делу и документальному обеспечению управления Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Обучение архивистов производится и на республиканских курсах переподготовки и повышения квалификации работников представительных органов власти.
Каковы результаты внедрения системы непрерывного образования архивистов Республики Татарстан? Приведем несколько цифр. В 1994 г. среди специалистов республиканских архивов и архивных отделов администраций районов и городов республики не было ни одного архивиста со средним специальным образованием, число работников с высшим образованием в республиканских архивах составляло чуть более 38 %, в архивных отделах — лишь 33 %. В 2003 г. среднее специальное образование имело уже более 11 % работников государственных архивов, 22 % работников в архивных отделах администраций районов и городов Республики Татарстан. Удельный вес специалистов с высшим образованием в республиканских архивах составил 62 %, в архивных отделах администраций районов и городов Республики Татарстан — более 67 %. В 2010 г. у 70 % работников государственных архивов Республики Татарстан было высшее образование, у 18 % — среднее специальное; в муниципальных архивах республики 76 % сотрудников имели высшее образование, 20,8 % — среднее специальное. В настоящее время в системе Главного архивного управления при КМ РТ работают два доктора и восемь кандидатов наук.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2001. – № 3/4. – С. 287.
2. Там же. – 2000. – № 1/2. – С. 264.
3. Там же. – 2002. – № 1/2. – С. 299.
 
Данил Ибрагимов,
кандидат исторических наук