2003 1/2

" Учебное дело должно развиваться..."

8 сентября 1802 г. Алексанлром I был издан манифест об учреждении мини­стерств, среди которых особая роль отводилась Министерству народного про­свещения1. По манифесту предполагалось  разделение  территории Российской импе­рии на учебно-административные подразделения, то есть на учебные округа. 24 ян­варя 1803 г. последовал указ, по которому все губернии России были объединены в шесть учебных округов: Московский, Виленский, Санкт-Петербургский, Харьков­ский, Дерптский и Казанский2. Админист­ративными центрами этих округов стано­вились университеты, а проведение правительственной политики  в области народного образования на местах возлагалось на попечителей, которые подчинялись непос­редственно министру просвещения.

Казанский университет и попечитель Казанского учебного округа стали осуще­ствлять руководство низшими и средними учебными заведениями в Казанской, Вят­ской, Пермской, Нижегородской, Тамбовской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Симбирской, Тобольской, Иркутс­кой, Астраханской губерниях и на Казказе3. Таким образом, в территориальном отношении Казанский учебный округ был одним из обширных, а Казань обрела не только культурно-экономические функ­ции, но и учебно-окружные, став центром образования и просвещения всего Волжско-Камского, Сибирского и Закавказского регионов.

25 июля 1835 г. по инициативе члена Комитета устройства учебных заведений М. М. Сперанского было разработано по­ложение, по которому управление учебны­ми округами полностью переходило в руки попечителя. Отмечалось, что система уп­равления учебными заведениями посред­ством университета стала невыгодна, тем более, что «профессоры, исключительно посвящающие себя наукам, не имеют ни времени, ни надлежащих способностей к практическому управлению и успешному обозрению гимназий и училищ»4. К пре­имуществам новой формы учебно-окруж­ного руководства М. М. Сперанским были отнесены «а) единство власти и ответствен­ности; б) простота и, следовательно, дос­товерность управления; в) возможность чаще и с большей пользой обозревать училища»5.

В течение девятнадцатого столетия территориальные рамки Казанского учеб­ного округа несколько раз менялись. Дело в том, что попечитель, визитаторы из чис­ла профессоров Казанского университета физически не могли объехать все учебные заведения обширного округа с целью ре­визии школ и проверки учебно-воспита­тельного процесса на местах. В мае 1874 г. по инициативе Министерства народного просвещения с целью более успешной ра­боты попечителя и окружных инспекторов территориальный состав Казанского учеб­ного округа был ограничен Вятской, Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовс­кой и Астраханской губерниями6. В таком виде округ просуществовал до своего упразднения 20 февраля 1918 г.7

Одной из ключевых управленческих фигур в учебных округах были попечите­ли. Некоторые историки утверждали, что в лице попечителей царское правительство находило себе опору в деле организации «полицейского» контроля на местах, спо­собствуя строжайшей опеке и регламента­ции всего школьного дела8. С такой одно­значной оценкой трудно согласиться. Не­сомненно, среди окружного начальства были руководители, которые, всецело при­держиваясь министерских инструкций, сами занимали консервативные позиции. Однако известны попечители, разделявшие прогрессивные взгляды.

В данной связи заслуживает быть упо­мянутым Николай Константинович Куль­чицкий. Он был назначен на должность попечителя Казанского учебного округа именным императорским указом от 27 фев­раля 1912 г.9 Должность попечителя счи­талась престижной и ответственной, каж­дый имел форму, соответствующую его округу. Мундир попечителя Казанского учебного округа был темно-синего цвета, на воронике, обшлагах и карманных кла­панах которого серебром были вышиты переплетающиеся дубовые ветви10.

Как правило, на пост попечителя на­значали человека, который находился на службе в ведомстве Министерства народ­ного просвещения не менее десяти лет, причем он должен был зарекомендовать себя только с положительной стороны. Соответствующий стаж Н. К. Кульчицского превышал 30 лет11. До вступления в дол­жность попечителя Казанского учебного округа он работал в Харьковском универ­ситете, в том числе деканом медицинско­го факультета. Занимался Н. К. Кульчиц­кий и общественной деятельностью: был гласным Харьковской городской думы и председателем от города в педагогическом совете одной из мужских гимназий12.

При вступлении в должность Н. К. Кульчицкий получил довольно под­робную характеристику Казанского учеб­ного округа от министра народного просве­щения и учебно-окружного руководства, от предыдущего попечителя А. Н. Деревицкого. В целом округ был представлен но­вому попечителю как один из спокойных и организованных. Однако Н. К. Кульчицкий не собирался почивать на прежних лаврах. Он отмечал, что «прекрасная поста­новка учебно-воспитательной части в ок­руге, существующая ныне, конечно, дело очень хорошее и привлекательное; но на этом нельзя успокаиваться, ибо, как и все в жизни, учебное дело должно развиваться, не останавливаясь ни на минуту, и пе­дагоги не должны увлекаться мыслью, что достигли желаемой цели...»13

Пост попечителя Н. К. Кульчицкий за­нимал немногим более двух лет (27 февра­ля 1912 – 30 июня 1914). Несмотря на столь короткий срок, Николай Константи­нович смог способствовать дальнейшему прогрессивному развитию округа. Он тре­бовал, чтобы «учебное и воспитательное дело в школах развивалось и шло вперед, чтобы работники школы обладали научны­ми знаниями и педагогической подготов­кой, проявляли сами творческую деятель­ность и умели поддерживать способность творчества у учащихся; чтобы школа, да­вая знания, была внимательна к здоровью учащихся и настойчива в своих воспита­тельных требованиях»14. Большое внима­ние попечитель уделял расширению сети низших и средних учебных заведений, от­крывая школы для многонационального населения Поволжья; подготовке учителей, организуя различные педагогические кур­сы. В ряде школ велось преподавание ис­кусств и гимнастики, устраивались лите­ратурно-музыкальные и спортивные вече­ра, выставки ученических работ15.

 

 

В апреле 1914 г. Казанский учебный округ посетил министр просвещения Л. А. Кассо, зарекомендовавший себя как крайне консервативный человек. Н. К. Кульчицкий отмечал: «... ревизия КУО г. министром народного просвещения привела к такому в высокой степени цель­ному для всех нас результату, как одобре­ние нашей деятельности г. министром. Льщу себе надеждой, что КУО останется навсегда достойным оказанного ему вни­мания»16.

30 июня 1914 г. именным указом Н. К. Кульчицкий был назначен попечите­лем Санкт-Петербургского учебного окру­га, а его должность занял не менее инте­ресный человек – И. А. Базанов, чья дея­тельность на этом поприще заслуживает особого внимания17.

В целом в попечительство Н. К. Куль­чицкого Казанский учебный округ достиг значительных результатов в области обра­зования подрастающего поколения. Учеб­но-окружное руководство делало все воз­можное, чтобы постановка учебно-воспи­тательного дела в учебных заведениях это­го округа была на высоком уровне.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения.-Спб.,1875.-Т.1.-С.З.

2.     Там же.-С.21-22.

3.     Там же.

4.     Там же.-Т.2.-С955.

5.     Там же.-С956.

6.     Там же.-Спб.,1878.-Т.6.-СЛ74.

7.     Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ), ф.667, оп.1, д. 16, л. 17.

8.     Ф. Ф. Королев. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920 гг.-М.,1958.-552 с; Г. А. Фальборк. Всеобщее образование в России.-М.,1908.-212 с.

9.     Циркуляр по Казанскому учебному округу.-1912.-№3.-С96.

10. НА РТ, ф.92, оп.1, д.4032, л.33-34, 83.

И. Список должностных лиц по Казанскому учебному округу на 1912 г.-Казань,1912.-С.З.

12.     Вступление заслуженного профессора Императорского Харьковского университета Н. К. Куль­чицкого в должность попечителя Казанского учебного округа.-Казань,1912.-С4.

13.     Тамже.-С.П.

14. Вестник образования и воспитания.-1914.-№7-8.-С695.

15.     Там же.-№1-12; НА РТ, ф.92, оп.1-2; Годовые отчеты попечителя Казанского учебного округа за 1912-1914 гг.; Циркуляр по Казанскому учебному округу.-1912-1914 гг.

16.     Вестник образования и воспитания.-1914.-№7-8.-С692.

17.     Циркуляр по Казанскому учебному округу.-1914.-№ 6.-С. 347.

 

Ирина Крапоткина,

аспирантка Института истории АН РТ