2003 1/2

Елабужское земство и Россия

В последние годы особый интерес российских исследователей вызывает эпоха великих преобразований второй половины XIX в., безусловно, созвучная исканиям сегодняшних дней. Серьезные работы, детально и объективно анализирующие сущность экономических, культурных и правовых реформ, обусло¬вивших исторические перемены в судьбах российского государства, стали появляться и в Татарстане. Именно таким, своевременным и профессиональным исследованием, можно назвать книгу Н. Г. Валеевой «Елабужское земство и Россия: гуманно-просветительская деятельность Елабужского земства (1867-1917)», вышедшую в 2002 г. в московском издательстве «Аграф». В ней впервые на основе архивных и опубликованных источников представлена история становления и развития земских органов местного самоуправления в Елабужском уезде Вятской губернии — одном из самых самобытных регионов современного Татарстана, справедливо гордящимся неповторимым, богатым историческим прошлым, уникальным архитектурным наследием.
Развитие Вятского и Елабужского земств рассматривается автором на широком фоне сложных и противоречивых процессов, сопутствовавших формированию данного демократического института в России. Особое внимание уделяется раскрытию местных особенностей земского строительства. Уже в первой главе читатель получает достаточно полное и конкретное представление об уездном и губернском земствах, их кропотливой и благородной работе по осуществлению всеобщего начального образования, созданию сельской почты, лечебных учреждений и аптек, развитию сельского хозяйства и животноводства. Богатый, ранее не публиковавшийся фактический материал, почерпнутый из различных источников, существенно дополняет историю города Елабуги, Елабужского района, да и всего региона Предкамья. Справедливо оценивая деятельность земств как гуманно-просветительскую, Н. Г. Валеева связывает ее характер с подвижничеством ряда выдающихся земских организаторов, таких, как М. М. Синцов, А. П. Батуев, Н. В. Алашеев, Ф. Ф. Ишболдин и других, самоотверженно и бескорыстно трудившихся на благо своего народа. Новые имена, возвращенные из забвения яркие личности, всегда являются прекрасными и долгожданными открытиями. В работе отмечается также активная роль в земских органах самоуправления прославленных елабужских купцов Стахеевых, Кусакиных, Гирбасовых, Ушковых, оказавших существенное влияние на решение наиболее важных проблем Елабужского уездного земства. Выводы автора о степени участия татарского населения в работе земств подтверждаются материалами аналогичных исследований по другим регионам Татарстана, входившим ранее в Казанскую губернию. И там как в Елабужском уездном земстве, «крестьяне-гласные, среди которых было немало татар, оставались пассивными...». Причины этого заключались как в отсутствии у населения надлежащей политико-правовой культуры, так и в определенном несовершенстве избирательной системы.
Вторая глава книги, целиком посвященная начальному образованию в Елабужском уезде, рассказывает об истории возникновения народных земских школ, их типах, структуре, учебной программе, особенностях управления и финансирования. Автор приходит к выводу, что наиболее распространенным типом начальных земских школ в Вятской губернии были «одноклассные учебные заведения с трехгодичным сроком обучения». Земства выделяли средства и на открытие церковно-приходских школ, занимавшихся религиозно-нравственным воспитанием учащихся. Особым направлением деятельности Вятского губернского земства была организация профессионального обучения, заключавшаяся в учреждении специального фонда в 50 000 рублей, а также открытии ремесленных и сельскохозяйственных школ. Здесь также немаловажной была роль елабужских купцов и предпринимателей, в частности, Ф. П. Гирбасова, возводившего здания для церковно-приходских школ в деревнях уезда и финансировавшего строительство комплекса Александровского ремесленного училища в Елабуге.
Материалы данной главы свидетельствуют о поступательном и комплексном развитии народного просвещения края. Благодаря усилиям губернского и уездного земств успешно решались вопросы, связанные с подготовкой учительских кадров, образованием «инородческого» населения, улучшением бытовых условий учащихся и преподавательского состава. Велась работа по преодолению неграмотности взрослого населения путем открытия воскресных школ и повторительных классов.
Автор обратился также и к процессам, происходившим в начале XX столетия в системе мусульманского образования. В этот период деятели джадидизма активно выступали за создание земствами русско-татарских школ с обязательным преподаванием в них основ веры и шариата, отмечали необходимость материальной поддержки приходских мектебов и медресе, не получавших государственного финансирования. Среди представителей елабужских мусульман-реформаторов наибольшую известность получил имам-хатиб мечети д. Морты, ахун Хабибрахман Ситдикович Масагутов (1862-1930), являвшийся не только ярким земцем, депутатом Государственной думы второго созыва, но и талантливым публицистом и педагогом.
Весьма содержательной и очень интересной является третья глава исследования, в которой анализируется развитие внешкольного образования в Елабужском уезде. Здесь основное внимание уделено истории становления земской библиотечной системы. Уникальной для России стала акция Вятского губернского земства по организации так называемых «пятирублевых» библиотек, призванных обеспечить все население губернии необходимым минимумом книжной продукции. По инициативе автора идеи, председателя Вятской губернской земской управы Авксентия Петровича Батуева, земство открыло в губернии три тысячи библиотек, фонд каждой из которых составлял 100 книг на сумму пять рублей. По мнению Н. Г. Валеевой, с помощью этих заведений было «достигнуто главное - крестьянское население самых глухих уголков Вятской губернии познакомилось с хорошей книгой...».
Вообще работа Н. Г. Валеевой переворачивает многие традиционные представления о неграмотности подданных Российской империи, безучастии и бездействии властей на поприще народного образования и духовно-нравственного просвещения. Данные, приводимые автором, убеждают в том, что в уездах Вятской губернии стабильно и успешно функционировала не только разветвленная сеть начальных земских учебных заведений, но и целая библиотечная система, включавшая в себя земские народные библиотеки, «пятирублевые» библиотеки, знаменитые Павленковские библиотеки, народно-школьные библиотеки. Н. Г. Валеева ввела в научный оборот новые документы, касающиеся развития библиотечной сети в Вятской губернии и Елабужском уезде, а также детально рассмотрела особенности просветительской работы этих очагов знания и культуры, в том числе и организацию воскресных народных чтений по самой разнообразной образовательной тематике. В книге имеется специальная глава, освещающая издательскую и книготорговую деятельность земств через специализированные книжные склады, издательства, типографии и мастерские. Интересны сведения о елабужских газетах «Камский листок объявлений», «Елабужские вести», издателе И. Н. Кибардине и многое другое.
Самостоятельную научную ценность представляет и приложение к книге, включающее в себя биографические портреты земских деятелей, сведения о состоянии мусульманских школ в Елабужском уезде, статистические материалы по библиотечной сети и другие данные.
Книгу «Елабужское земство и Россия» можно назвать многоплановым комплексным исследованием по истории местного самоуправления, образования, педагогики, культуры, выполненным на высоком профессиональном уровне. Это не просто первая солидная работа, посвященная гуманно-просветительской деятельности земских органов управления в указанных региональных рамках, но и настоящая энциклопедия культурной жизни Елабужского края второй половины XIX - начала XX в.
Думается, что автора этой оригинальной книги можно с полным правом приветствовать как самобытного и серьезного историка Елабуги, открывшего читателю множество замечательных страниц из прошлого города, собирающегося отметить свое тысячелетие. В заключение хотелось бы отметить живой, безупречный язык книги, а также прекрасное полиграфическое исполнение издания.

Радик Салихов,
кандидат исторических наук,
Рамиль Хайрутдинов,
кандидат исторических наук