2003 1/2

Загородный Архиерейский дом: фрагменты истории

Нe многие знают, что скрыто за плотно сомкнутыми кронами деревьев, густо растущих на правом берегу озера Средний Кабан на высоком холме. В незапамятные времена этот холм называли «Едемским островом». И действительно, на фоне озера с его спокойной гладью воды и опоясывающего холм оврага (сейчас в этом овраге проложена дорога, ведущая к Республиканской клинической больнице) сей бугор видится островом. Не случайно его библейское название. Это дивное место, созданное самой природой, достойно сравнения с раем.
Именно его выбрал в 1665 г. митрополит Лаврентий для строительства Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Это было своего рода подражание построенному раскольником Никоном Истринскому Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Для христианского духовного сознания было естественно стремление устроить земной город как градостроительную икону по образу небесного града Иерусалима. Деревянные здания того времени, как и какие-либо их описания, до нас не дошли. Поэтому трудно судить, передавали ли они смысл задуманного. Но сохранились каменные строения — свидетели минувшего.
Заметим, что основное каменное строительство монастыря развернулось на рубеже XVII - XVIII вв. В результате возник целый монастырский комплекс, впоследствии ставший загородной резиденцией казанских архиереев. Время не пощадило всех зданий, но это - единственный в Казани монастырский комплекс, сохранивший свою целостность. Составляющие его сооружения представляют все периоды становления и развития комплекса. Это особенно ценно с учетом того, что архивные материалы невероятно скудны. После безуспешных поисков в архивах города (при составлении автором статьи «Научно-реставрационное обоснование комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря») стало ясно, что их не существует. Доказательством тому было найденное мною в семейном архиве профессора Ивана Михайловича Покровского1 его рукописное заявление в Центральный архив ТАССР, из которого следовало, что архив загородного Архиерейского дома был полностью уничтожен2. Поэтому основным источником при изучении истории комплекса монастыря послужил капитальный труд И. М. Покровского 3.
Но как это нередко бывает, во время увлекшего исследователя поиска, уникальные, ранее не известные документы, появляются словно сами собой. Какова была моя радость, когда, разбирая библиотеку и домашний архив профессора И. М. Покровского, обнаружила неопубликованную рукопись «Архиерейский дом за 1867 г.» профессора Петра Васильевича Знаменского4 — учителя и духовного отца И. М. Покровского. Эта рукопись, написанная им после посещения «Едемского острова», представляет собой тщательно составленное натурное описание комплекса Воскресенского монастыря и содержит ценнейшие сведения о его состоянии. Полный текст рукописи мы приводим ниже.
Кроме того, интересные новые материалы по постройке и реставрации Воскресенского монастыря и описанию быта ка¬занских архиереев в загородном Архиерейском доме были обнаружены в книгах, хранящихся в личной библиотеке И. М. Покровского. Так, до сих пор шли споры о времени строительства каменной монастырской ограды с самобытными башенками конусовидной формы, похожими на минареты. Ответ на этот вопрос был найден в работе И. М. Покровского о жизнеописании и деятельности Казанского архиепископа Филарета (Амфитеатрова). Как пишет Покровский, «...сам архиепископ Филарет в г. Казани, как и в других городах, где святительствовал, много потрудился над устройством архиерейского городского и загородного домов... Дом (загородный архиерейский. - Н. Т.) начат был постройкой (в 1781 г. - Н. Т.), но достроен уже Филаретом в 1829 году; при доме устроена домовая церковь во имя свят[ителя] Гурия, вместо прежней во имя трех Святителей, и освящена в 1830 г. Тогда же устроена прочная каменная ограда вокруг всего загородного дома на огромном пространстве. Построить теплый собор, вместо обветшавшего де¬ревянного Рождественского собора, стоявшего близ Благовещенского, архиепископу Филарету не удалось, хотя он начал собирать на то средства [.. .]»5.
В середине XIX в. казанскими археологами на территории Воскресенского монастыря были найдены две каменные плиты (одна - у надвратной церкви Тихона Амафунтского, другая - около Воскресенского собора) с надписями, выполненными арабским шрифтом. Надгробия были установлены на княжеских захоронениях и датируются XIII в. В настоящее время плиты хранятся в Государственном объединенном музее РТ. В той же работе Покровского есть упоминание об этом древнем магометанском захоронении: «...Татар архиепископ Филарет впервые узнал, будучи еще ректором Уфимской семинарии; в Казани он близко познакомился с ними. До него, будто бы, не пускали поклонников магометан к могилам, находящимся в загородном архиерейском доме. Филарет, напротив, не только допускал татар поклоняться на могилах своих чтимых поклонников, но даже сам часто беседовал с приходившими помолиться. Своим вниманием и благотворительностью, не различавшей племен и вер, он стяжал добрую память и среди татар.. .»6.
Любопытные факты можно прочесть в исследовании И. Ястребова о жизни и быте Казанского и Свияжского архиепископа Владимира7, который принимал живейшее участие в возведении разных построек на Архиерейской даче.«.. .На закате дней своих, будучи уже архиепископом Казанским, изнуряемый частыми болезнями, он разбил на архиерейской даче фруктовый сад и в нем развел пчельник в 200 ульев усовершенствованной системы. На самой середине пчельника виднелся висячий улей-медо-мер с крайне простым механизмом, на котором стрелка показывала, сколько прибыло меду за день. Так как в каждом улье пчелы работают почти одинаково, то на основании медомера легко было высчитать, сколько прибавлялось меду ежедневно во всех ульях. Модель медомера стояла у Владыки в зале, и он показывал и объяснял его посетителям. От модели Его Преосвященство подводил посетителя к одному из окон и тут показывал ему стеклянный улей со складными рамками, в котором всякий мог отчетливо во всех подробностях наблюдать жизнь и работу пчел, строение и расположение сотов, деятельность матки и проч[ее]. Пчелы этого улья были так выдрессированы, что лепили соты в виде креста и митры. Не меньшее пристрастие, чем к пчелам и садоводству, имел Преосвященный Владимир и к возведению разных построек. Так, ... в Казани - выстроена новая каменная певческая на архиерейском дворе и новая каменная оранжерея на загородной архиерейской даче... Во всех этих постройках он принимал живейшее участие и всегда лично смотрел за работой и рабочими...»8.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. И. М. Покровский (1865-1941) - известный ученый-историк и краевед, профессор Казанской духовной академии, стоял у истоков архивного дела в Республике Татарстан.
2. Заявление в сокращенном виде см.: Р. Садыкова. «Я служил любимому мной делу и сохранял ценнейшее достояние Знания и Культуры» // Гасырлар авазы-Эхо веков.-2001 .-№ 3/4.-С.213-223.
3. И. М. Покровский. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Церковно-археологическое, историческое и экономическое исследование.-Казань,1906.
4. П. В. Знаменский (1836-1917) — профессор Казанской духовной академии и видный ученый-историк, предшественник И. М. Покровского по кафедре церковной истории.
5. И. М. Покровский. Филарет (Амфитеатров), архиепископ Казанский (1828-1836), впоследствии митрополит Киевский (1837-1857), и его деятельность до вступления на митрополию.-Казань, 1908.-С.32.
6. Там же.-С29.
7. Архиепископ Владимир возглавлял Казанскую епархию в 1892-1897 гг.
8. И. Ястребов. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияж-ский.-Казань, 1898.-С.406-409.
Документы и фотографии предоставлены внучкой И. М. Покровского О. В. Троепольской из семейного архива.


Из заявления в Центральный архив Татарской Социалистической
Советской Республики от бывшего губернского архивариуса
Казанского губархива и заведующего I отделением его,
переименованным в секцию культуры и быта Татцентрархива,
ныне библиотекаря и заведующего общим архивом статистического
Управления Татреспублики, профессора И. М. Покровского

10 октября 1928 г.
г. Казань

[...] Погиб ценнейший и старейший казанский архив загородного Архиерейского дома, приведенный мною в полный порядок в начале XX ст[олетия], когда я писал свою докторскую диссертацию в бытность профессором академии. Когда до меня дошел слух об опасности, грозившей этому архиву, и когда мы с только что назначенным управляющим Губархива бросились в загородный Архиерейский дом, то по озеру Кабан нам встретились только обгоревшие листы бумаги, разнесенные по льду (дело было в феврале или марте 1919 г.). Архив накануне нашей поездки был сожжен дотла. [...]

Рукопись П. В. Знаменского
«Архиерейский дом за 1867 год»

Казанский Архиерейский дом издревле устроен был каменным зданием при Казанском Кафедральном соборе первым Казанским святителем Гурием, но впоследствии времени, за ветхостью (когда именно, по сгорении дел в 1778 г., не известно), дом этот переведен в загородный Воскресенский мужской монастырь, что при втором озере Кабане, в 7-ми верстах от Казани, ветхое же в городе здание осталось в своем виде до предполагаемой выстройки нового, что и последовало в 1829 г.
I. Храмы и здания, ныне принадлежащие Казанскому Архиерейскому дому.
1. В Воскресенском монастыре, посреди двора, холодный двухэтажный каменный собор во имя обновления храма Воскресения Христова. В верхнем этаже оного помещается церковь, освященная Казанским митрополитом Маркеллом в 1698 г., в ней иконостас 1841 г. поновлен на домовую сумму, пол по всей церкви деревянный. В нижнем этаже помещаются кладовые для хлеба и келарня1. Собор этот прочен, крыша на нем железная, окрашенная медянкой, к нему присоединена каменная о 5-ти ярусах колокольня.
2. Над вратами, что с южной стороны, холодная каменная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского. В минувшее лето, с разрешения Епархиального начальства, по этой церкви сделаны некоторые исправления, именно: заделаны образовавшиеся в стенах и куполе трещины, сделана новая деревянная крыша и окрашена черной масляной краской, набран новый деревянный пол (вместо прежнего кирпичного). Исправления сии произведены частично на домовую, частично на пожертвованную сумму. Иконостас в этой церкви остался в прежнем виде - старый. О времени освящения ее, по неимению в алтаре надписного креста и прежнего антиминса2, не известно.
3. Позади холодного собора, что на запад, - каменный двухэтажный корпус, построенный в 1780 г. митрополитом Вениамином на высочайше пожалованную сумму — 5514 р. 29 к. сер[ебром]. В верхнем этаже этого корпуса — жилые Архиерейские покои и крестовая церковь во имя Вознесения Господня, поновленная в прошлом 1866 г. на домовую сумму, а в нижнем этаже братские кельи и кладовые. Корпус этот соединен с Воскресенским собором деревянным на каменных столбах коридором. Возле каменного двухэтажного здания в линию на северную сторону — каменный флигель. В нем по углам помещены две кухни - Архиерейская и братская, а между ними — братская трапезная. Флигель этот покрыт железом.
4. Для поварни, погреба, бани, сарая и столярной — другой каменный флигель. К нему вразрез пристроен каменный двухэтажный корпус для братских келий, коих вверху две больших с сенями, а внизу две малых. Все это здание покрыто железом.
5. В смежности с Тихоновскою церковью — старый деревянный амбар для складки хлеба; бывшая не в далеком от него расстоянии кирпичная кузница ныне за ветхостью сломана.
6. На восточной стороне во всю ширину двора — регулярный сад, обнесенный каменной стеною с двумя деревянными беседками и флигелем. С южной стороны к саду примыкает каменный скотный двор. В нем находятся конюшни, каретники, сарай, в камне колодец, жилые для кучеров комнаты в один этаж, покрытые железом. Все это и стена, окружающая сад, построено бывшими казанскими архиереями: Амвросием и Филаретом на накладную Архиерейского дома сумму и частью на штатную, для сего предмета назначенную. На этом же дворе — деревянная изба для скотника и скотницы и погреб с избою под одну крышу.
7. Позади сада на той же стороне — деревянный сарай для складки сена и рыга3 для сушки и молотьбы хлеба.
8. В городе Казани новый каменный дом, построенный в 1829 г. на Высочайше пожалованную сумму — 68 573 р. ассигнаций. В этом доме — крестовая церковь во имя Святителя Гурия, расположенная снизу на пролет обоих этажей, в верхнем этаже дома жилые Архиерейские покои, а в нижнем — кухня и братские кельи. Под всем домом устроены подвалы. В прошлое лето дом этот с разрешения Его Высокопреосвященства поновлен как внутри, так и снаружи. Снаружи, кроме того, сделаны два деревянные крыльца по боковым сторонам дома и устроена галерея, ведущая от парадного крыльца к правому придельному храму Кафедрального собора. Денег на этот предмет употреблено до 5 748 р. из штатной суммы дома. При доме имеются каменные покрытые железом баня, и погреб, и сарай из тесу.
II. Угодья, принадлежащие Казанскому Архиерейскому дому.
Казанскому Архиерейскому дому принадлежат следующие Высочайше пожалованные угодья:
1. При загородном доме пахотной и сенокосной — удобной и неудобной земли с лесом и домовым местом, кроме озера Кабана, 417 дефтин] 116 квадр[атных] саж[еней] Из этого количества отдано в оброчное содержание 5 дефтин] — казанским мещанам Дмитрию Никитичу и Лаврентию Трифонову с 9-го марта 1866 г. на 12 л[ет] с каждогодною платою Архиерейскому дому по 15 р. сер[ебром]; 5 дефггин] — казанскому мещанину Дмитрию Никитичу с 11 декабря 1861 г. до 1872 г., с платою каждогодно по 40 р. 50 к. и 35 дефтин] — казанскому купцу Осипу Найденову с 1 марта 1864 г. на 12 л[ет] с платою каждогодно по 140 р. сер[ебром]. План на сию землю и межевая книга имеются.
2.В гор[оде] Казани огородное место (длиною в 55 саж[еней] и шириною с одного конца — 33 саж[ени], а с другого — 24 саж[ени]), издревле принадлежащее Казанскому Архиерейскому дому по уступной некоторых посадских первому казанскому архиерею Гурию. Место это в 1807 г. отдано казанскому купцу Рязанову на 80 л[ет] под выстройку каменных лавок с платою оброка по 85 р. 71 1/4 к. сер[ебром] в год, с тем, чтобы по истечении 80 л[ет] выстроенные на сем месте лавки поступили в собственность Архиерейского дома. Но по неимению на сие место плана Генерального межевания, продолжается тяжбенное дело об отнятии сего места в пользу Казанской городской думы. С 1 января 1865 г. место это с выстроенными на нем лавками за несостоятельностью купца Рязанова, поступило до окончания установленного с ним, Рязановым, срока в содержание Казанского 1-ой гильдии купца Ивана Асафова за ту же плату.
3.Озера: первый и второй Кабан, из коих на последний есть план и межевая книга. Второй Кабан издавна состоит в непосредственном владении Архиерейского дома, а первый — с сентября месяца прошлого 1866 г. отдан на 6 лет в оброчное содержание Казанскому Спасо-Преображенскому монастырю за ежегодную плату по 35 р. серебром].
4. Казанского уезда при селе Тарлашах пахотной и сенокосной удобной и неудобной земли, с озером, 67 дефтин] 1055 квадр[атных] саж[еней]. Озеро это и при нем земля (в количестве 7 дефтин]) отданы в оброчное содержание крестьянам Казанского уезда села Тарлаш Егору Ефимову и Михаилу Егорову с 14 апреля 1864 г. на 12 л[ет] с платою по 36 р. каждогодно. План и межевая книга на эту землю и озеро имеются.
5. Спасского уезда при деревне Епанчине так называемое Красное озеро с истоками и прочими озерами, до марта месяца настоящего года бывшее в содержании казанского купца Судакова, с сего времени за смертию г[осподи]на Судакова перешедшее в содержание казанскому 2-ой гильдии купцу Николаю Ворожцову сроком до ноября месяца 1869 г. за ежегодную плату по 700 р.
6. Казанского уезда при селе Савинове на р. Казанке мукомольная мельница о 22-х поставах4, с 4-го августа 1858 г. на 12 л[ет] прооброченная казанской 1-ой гильдии купчихе Парасковье Фоминой, с платою по 4000 р. каждогодно. План на сию мельницу имеется, составленный казанским губ[ернским] архитектором Петонди 1844 г. Земля при этой мельнице имеется с юго-западной стороны от села Савинова, с той и другой по 50-ти саж[еней], а с противоположных сторон от дачи деревни Малой Дербышки в длину 70 саж[еней], а в ширину по 40 саж[еней] с обеих сторон. Кроме сих Высочайше пожалованных угодий еще Архиерейский дом имеет:
7.В городе Москве в ветошном ряду каменный двухъярусный дом с палатками, подвалами (называется Казанским подворьем), доставшийся по купчей крепости 15 марта 1685 г. С 15 марта 1861 г. дом сей отдан в аренду на 12 л[ет] опекунам над имением умершего купца Потаповского — купчихе Марии Потаповской и московскому купцу Галактиону Иванову с платою по 2447 р. сер[ебром] каждогодно.
III. На Казанский Архиерейский дом по штатному положению каждогодно выдается из Казанского уездного казначейства 2294 р. 85 к. и 2900 р. сер[ебром] на наем и содержание служителей с 1863 г.
Приписанных к Архиерейскому дому монастырей нет.

Помета карандашом на полях: Еще место Новокрещеной школы на берегу Кабана было отдано в 1855 г. в августе за оброк по 75 р. на 14 лет.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Келарня — кладовая для разных монастырских припасов.
2. Антиминс — освященный плат изо льна или шелка с изображением положения во гроб Иисуса Христа, кладется на престол. Новые антиминсы полагаются при освящении храма.
3. Рыга — то же, что и рига — постройка для сушки снопового хлеба и льна.
4. Постав — каждая пара мельничных жерновов.

Наталья Троепольская,
аспирант Казанской государственной
архитектурно-строительной академии