2002 3/4

Новые поступления. Али Акыш и его личный архив

В советской исторической литературе этому человеку очень не повезло: его называли «отщепенцем», «фальсификатором», «антисоветчиком», «последышем махрового националиста Гаяза Исхаки», автором, «доходящим до чудовищного бесстыдства» в своих утверждениях, называли его даже «изменником Родины» (хотя он и родился за пределами этой родины, так что быть ее «изменником» вовсе не мог). 
В 90-е годы, когда в нашей стране стали пересматриваться многие прежние политические и исторические стереотипы, его имя в публицистике стало упоминаться с уважением. Он даже был назван «национальным героем». С почетом его принимали в Казани, он был участником I Всемирного конгресса татар. Такие крутые повороты судьбы дано пережить не каждому.
Речь идет об Али Акыше — человеке очень яркой и необычной судьбы, человеке очень неординарном, который всю свою жизнь искренне посвятил служению своему народу.
Родился он 14 января 1918 года в Маньчжурии в городе Хайлар — в то время одной из крупных станции на знаменитой Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Здесь уже с начала XX века существовала довольно большая татарская колония, в той или иной степени связанная с железной дорогой (строительство, магазины на станциях, рестораны и т. п.). Колония эта значительно пополнилась в годы гражданской войны, когда многие люди были вынуждены сняться с насиженных мест и искать счастья на чужбине. Родители Али Акыша - Хисаметдин и Латифа - родом были из Мордовии.
Культурная жизнь татар в Хайларе, как и во многих других крупных центрах Дальнего Востока, была довольно насыщенной. Здесь имелось специальное здание татарского культурного центра, в котором располагались школа, библиотека, залы для вечеров. С Хайларом 20-30-х годов связаны имена просветителей Хатипа Халиди, Зухры Кугуш, Фатымы Акчуриной, активных общественных деятелей Фатиха Гимрана, Гильметдина Тенишева. Здесь же начиналась деятельность крупнейшего татарского предпринимателя и мецената Ахмадвали Менгера.
В 1924-1929 годах Али обучался в начальной школе, а по окончании ее - в Хайларской русской гимназии. В конце 20 — начале 30-х годов многие важные военно-политические события происходили в Маньчжурии: здесь и конфликты из-за КВЖД между СССР и Китаем, и японская оккупация Маньчжурии, результатом которой стало создание марионеточного государства Маньчжоу-го. Очень большое впечатление на молодого Али Акыша произвел Гаяз Исхаки, признанный лидер татарской политической эмиграции, неоднократно бывавший на Дальнем Востоке, где активно пытался объединить все силы татарской эмиграции.
В 1936 году Али закончил обучение в гимназии. Аттестат об окончании этого учебного заведения свидетельствует - выпускник Акыш (тогда еще Агишев) получил отличные оценки по японскому и английскому языкам, истории, востоковедению, логике и психологии, т. е. особенно преуспел в гуманитарных дисциплинах, что по-своему повлияло на его дальнейший жизненный путь.
По инициативе татарской национально-культурной организации Дальнего Востока по окончании гимназии Али Акыш вместе с четырьмя своими соучениками был отправлен в Египет, в знаменитый исламский университет Аль-Азхар. Но здесь учеба по какими-то причинам не заладилась. Поэтому с 1938 года он проживал в Польше, в Варшаве. Почему именно в Польше?
Польское правительство с конца 20-х годов оказывало существенную материальную и моральную поддержку эмигрантским политическим организациям. Здесь возникла и так называемая «Лига Прометей», объединявшая представителей разных народов СССР, ставивших своей целью свержение коммунистического режима и образование демократических национальных государств. Крупными деятелями Лиги являлись, например, Мустафа Чокай, Мамед-Эмин Расулзаде, Джафер Сеидамет. Составной его частью стало и политическое движение народов Поволжья и Приуралья, возглавляемое Гаязом Исхаки. Желание молодого и активного Али Акыша примкнуть к такой разветвленной и довольно авторитетной организации вполне объяснимо. Он с интересом сотрудничал с журналом «Яңа милли юл» (в июньском номере журнала за 1938 г., например, он опубликовал небольшую статью о праздновании дня Тукая в Каире).
Но судьба распорядилась так, что Али Акышу пришлось покинуть и Польшу. Разразилась вторая мировая война. Польша стала первой жертвой агрессора, политическая жизнь в стране уже не могла развиваться по-старому. «Прометеевское» движение также сошло на нет.
С 1940 года Али Акыш проживал в Турции, получив турецкое гражданство. Здесь он поддерживал тесные контакты с представителями татарской эмиграции, прежде всего с Гаязом Исхаки. Практически сразу по приезде Акыш стал студентом экономического факультета Стамбульского университета, после окончания которого два года (1945-1947) находился на военной службе.
Именно в Турции Али Акыш проявил особую политическую активность. По его собственному замечанию, «наш политический орган под названием «Комитет независимости Идель-Урала», существовавший с 1928 по 1954 год, в 1954 году изменил свое название на Национальный центр (Милли Мәркәз)». Этот орган, возглавляемый Маджитом Сакмаром, примкнул к так называемому Парижскому блоку, ставшему в 50-е годы фактическим продолжением «прометеевского» движения. И впоследствии Али Акыш был тесно связан с Парижским блоком (в 1969-1986 гг. он являлся генеральным секретарем этой организации).
В мае 1963 года Али Акыш выступил на конференции тюрко-татарской эмиграции с докладом на тему «Иск Идель-Урала и советский империализм», имевшим впоследствии значительный резонанс. Именно положения этого доклада, опубликованного и в виде отдельной брошюры, вызывали впоследствии жуткое раздражение у многих советских историков. В 50-60-е годы были опубликованы десятки его статей по самым актуальным политическим вопросам. Другой крупной и заметной работой Акыша стала книга «Движение за независимость Идель-Урала», увидевшая свет в 1985 году.
Еще одной важной стороной деятельности Али Акыша стала его работа на радио. С 1966 по 1983 год он был переводчиком и диктором в Мюнхене, в татаро-башкирской редакции радио «Свобода». В 80-90-е годы, сохраняя турецкое гражданство, он проживал в Мюнхене.
Очевидно, что историки татарского национального движения XX века еще будут обращаться к деятельности Али Акыша, анализировать его публикации, его работу на радио. Эта возможность на сегодняшний день приобрела более реальные черты, так как Али Акыш, и сегодня проявляющий неизменный интерес к Татарстану, выступил с инициативой передачи всего своего личного архива в распоряжение Республики Татарстан. В 2000 году, после смерти своей супруги Зарифы, Али Акыш решил переехать окончательно в Турцию, где проживают все его родственники. Он хорошо понимал, что перевозить личный архив из Германии в Турцию не имеет особого смысла. Собранные им материалы должны служить народу, проявляющему интерес к своему недавнему прошлому. Поэтому он посчитал возможным и нужным передачу архива Республике Татарстан.
Дело довольно долго не двигалось с мертвой точки, ведь инициатива передачи архива поддерживалась только отдельными энтузиастами. После указаний Президента и Премьер-министра были выделены средства для доставки документов в Казань, даны соответствующие поручения Министерству торговли и внешних экономических связей. Благодаря энтузиазму сотрудников министерства, благодаря постоянному вниманию министра Хафиза Салихова и начальника Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ Дамира Шарафутдинова, осенью 2001 года была организована доставка документов в Казань. Состоялась и предварительная экспертиза: автор этих строк и представитель ВТОЦ Ильдус Садыков побывали с этой целью в Мюнхене. Перевозку документов после отбора организовало торговое представительство РТ в Австрии. Связана она была с большими организационными трудностями: подобного опыта не было ни у архивистов республики, ни у министерских работников.
Но, наконец, все трудности были преодолены — документы личного архива Али Акыша благополучно прибыли в Казань и были взяты на учет в Национальном архиве. Это стало заметным событием не только в жизни архива, но и в общественно-политической жизни всей республики, потому что полученные материалы по-настоящему уникальны. Они проливают свет на многие сюжеты татарской истории, прежде всего истории татарской эмиграции и диаспоры в европейских странах и Турции.
Личный архив Али Акышисключительно разнообразен, хотя и не систематизирован. Здесь дневники и личные письма, документация Парижского блока, тексты выступлений самого Акыша на различных научных и политических форумах, документы Татаро-башкирского национального комитета (ТБНК) и татаро-башкирской редакции радио «Свобода» (в том числе и дикторские тексты), многочисленные публикации на исторические, политические, экономические темы, литературные тексты (например, стихи Ш. Нигмати и X. Хамидуллы), аудиоматериалы, фотографии.
Сотрудниками архива в ноябре 2001 года была проведена первая, пока еще весьма поверхностная обработка документов. Не осуществлена еще нумерация листов. Уверен, что более тщательное и квалифицированное описание преподнесет историкам немало сюрпризов и открытий.
Для представления реальной ценности данного архива, вниманию читателей предлагается два документа, связанные с деятельностью татарской политической эмиграции в Германии конца 40-х - начала 50-х годов XX века.
В 1947 году в Германии при финансовой поддержке США возник ТБНК, у истоков которого стоял известный ученый Тамурбек Давлетшин. Первым председателем комитета стал инженер Салих Файзуллин (Файзи), который в 1951 году переехал в Америку, где он также работал и в татарской редакции «Голоса Америки», затем — в геологоразведке, преподавал в Бостонском университете, работал в Министерстве торговли. Пост председателя ТБНК в разное время занимали Тамурбек Давлетшин, Абдулла Ильяси, Анвар Галиоглу, Акзам Юсуфоглу (Шихап Нигмати), Акрам (по некоторым данным Газиз) Файзуллин.
Как это нередко бывает в татарских общественно-политических организациях, в комитете возникали серьезные противоречия, связанные, судя по всему, с личными амбициями отдельных его лидеров и «дележом портфелей». А. Файзуллин вызывал особое неприятие у многих: его обвиняли в авторитаризме, использовании финансовых средств комитета по своему усмотрению, грубости и высокомерии. Сам Файзуллин, похоже, был очень обидчив -в течение только одного года (с февраля 1952 по март 1953 г.) он шесть раз подавал в отставку, а затем отказывался уходить с поста. Конфликты выплеснулись и наружу, причем привели к тому, что американская сторона даже прекратила финансирование комитета. Пришлось Абдулле Ильяси выезжать в Америку, чтобы возобновить финансовую поддержку. Это удалось в марте 1952 года, когда был избран новый состав руководства ТБНК.
И тем не менее склоки продолжались. Данная ситуация очень беспокоила признанного лидера татарской эмиграции Гаяза Исхаки, проживавшего в Турции. Несмотря на свой преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье, он в мае и августе 1953 года побывал в Германии с намерением помирить всех участников конфликта. 28 мая в Мюнхене он встретился с татарскими эмигрантами (протокол этой встречи прилагается), а 26 августа представители разных татарских политических организаций под руководством Исхаки обсуждали вопрос о возможном их объединении. В этом собрании приняли участие представители ТБНК (Анвар Галиоглу), Комитета за независимость Идель-Урала (Гаяз Исхаки и генерал Хасан Мирходжа Арали) и Нового Союза борьбы за освобождение тюрко-татар Идель-Урала — это преемник политической организации, существовавшей в годы войны в Германии (Гариф Султан). Гаяз Исхаки выступил за объединение всех татарских политических организаций под крылом возглавляемого им Комитета за независимость. Но даже Исхаки с его авторитетом не удалось достичь желаемого: представители ТБНК не менее рьяно отстаивали свою самостоятельность, заявив, что ТБНК «остается верным своей политической программе, выработанной на основе политической платформы Американского комитета освобождения от большевизма». Объединения татарских эмигрантов не получилось.
Первый из представленных документов носит общий, программный характер и определяет статус, задачи и структуру ТБНК, созданного в 1947 году. Очевидно, он относится к началу 50-х годов, когда среди членов комитета как раз возникли разногласия и противоречия.
Второй документ является протоколом встречи татарских политических эмигрантов с Гаязом Исхаки, состоявшейся в Мюнхене в мае 1953 года. Составитель явно не владел стенографией, поэтому некоторые мысли выступавших на встрече переданы им очень схематично, неполно и даже сумбурно. Но и этот документ по-своему уникален. Он достаточно точно передает внутреннюю атмосферу эмигрантского сообщества, отражает результаты их деятельности за последние годы.

 СТАТУТ ТАТАРО-БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАТАРО-БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА
1. Татаро-Башкирский Национальный Комитет, являясь организацией татар и башкир, живущих в эмиграции, ставит своей задачей борьбу против большевистской диктатуры вплоть до полного уничтожения ее и замены демократическим строем.
2. Государственное устройство Татаро-Башкирии после свержения большевизма определяется самим народом путем демократического волеизявления.
3. Татаро-Башкирский Национальный Комитет объединяет всех татаро-башкирских эмигрантов:
а) Борющихся против большевизма;
б) Признающих демократические принципы государственного правления;
в) Признающих право за народом на самостоятельное решение вопроса о политическом устройстве в стране после свержения большевизма.
4. В комитет и его подсобные органы не допускаются:
а) Лица, ведущие пропаганду разжигающие ненависть против других народов;
б) Лица, отрицающие право народа на определение политического устройства путем демократического волеизъявления;
в) Стремящихся к диктатуре.

Примечания:
1 Документ отпечатан по-русски на пишущей машинке, пунктуация и орфография сохранены.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТБНК
1. Члены комитета ТБНК избираются конференцией Татаро-башкирских политических эмигрантов.
2. Президиум Татаро-Башкирского Национального Комитета состоит из 7 человек, которые представляют собой руководящий и исполнительный орган комитета.
3. Персональный состав президиума избираются общим собранием членов комитета ТБНК, сроком на один год.
4. Члены президиума из среди себя избирают председателя, заместителя председателя, секретаря и казначея.
5. Президиум образует в своем составе:
а) Отдел информации, пропаганды, радио, религиозно-воспитательных работ, отдел печати и редакционную коллегию.
6. Отделами руководят члены президиума.
7. Президиум имеет право, в случае практической надобности, образовать и другие отделы, а также кооптировать, в случае необходимости отдельных лиц для работы.
8. Оплата труда работников комитета производится по ставкам, утвержденым президиумом, в соответствие с объемом работы. Гонорар авторам за их статьи, помещенные в органе комитета назначается редакционной коллегией.
9. Для проверки финансовой и хозяйственной деятельности комитета общее собрание членов комитета избирает ревизионную комиссию в составе 3-х лиц.
10. Ревизионная комиссия обязана не реже одного раза в три месяца производить финансовую и хозяйственную ревизию деятельности комитета. Кроме того ревизионная комиссия обязана представить отчет о своей деятельности очередному собранию комитета.
11. Казначей Татаро-Башкирского Национального Комитета обязан представить ревизионной комиссии все денежные, хозяйственные документы, а также допустить проверку наличия кассы.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕЗИДИУМА ТАТАРО-БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА

1. Президиум имеет право:
а) Вступать в переговоры со всеми государственными и общественными организациями и частными лицами по вопросам, касающиеся деятельности комитета;
б) Вести печатную, устную и по радио пропаганду, направленную против большевизма;
в) Издавать печатный орган и освещать проблемы национальной культуры, политические и религиозные вопросы, вопросы языка, литературы, экономики, истории и др;
г) Создать национальный фонд;
д) Оказывать материальную помощь нуждающимся татаро-башкирам.

2. Президиум обязан:
а) Вести контроль работы редакции издаваемого им печатного органа и радиопередачи;
б) Поддерживать дружественное взаимоотношения антибольшевистскими демократическими организациями;
в) Не реже раз в месяц устраивать заседания президиума и не реже одного раза в три месяца заседание комитета;
г) Созыв заседаний президиума и комитета являются обязанностями председателя. Помимо этого председатель обязан немедленно информировать членов президиума о важных вопросах, которые могут возникнуть в результате деятельности председателя.

СУД ЧЕСТИ

1. Комитет образует суд чести — который избираются общим собранием комитета.

Национальный архив Республики Татарстан. Ф.Р-5086. Кор.1. Д.63.

 

МӘҖЛЕС БЕРКЕТМӘСЕ

1953 ел, 28 май

Мюнхен шәһәрендә яшәүче татар-башкорт интеллигентларының Гаяз ага Исхакыйның килү мөнәсәбәте белән мәҗлесләре

Мәҗлестә Гаяз ага сөйләп үтә: Сезне монда мәшәкатьләп чакырып китергән өчен гафу итегез. Без Төркиядән сезне күрү, сезнең белән күрешү, сөйләшү өчен килдек. Моңа чакпы, төрле сәбәпләрдән килә алмадык. Икенче дөнья сугышы чорында да без Төрки-ядә булдык. Башта без, алман-совет сугышы чорында алманннар Руссиядәге урыс булмаган халыкларга ярдәм кулларын сузарлар, - дип уйладык. Бездә, ягъни Төркестан, Кырым, Кафказ мөселманнары арасында дуслар бар иде. Сугыштан соң да безгә монда килергә тиз генә мөмкинлек булмады. Сугыш чорында без Нури пашаны күндердек, һәм аның безгә информация китерүен үтенгән идек. Безнең теләгебез большевизмга каршы барлык төрек халыклары белән берләшеп, көрәшне оештырып, үзебезнең милли гаскәрне төзү иде. Алманнарның башта безнең әсир төшкән кешеләребезгә начар карашлары беленде. Бу хәл Нури пашаның кәефен бик төшергән. Алманнарның СССРдан булган халыкларына булган мөнәсәбәтләре, әлбәттә, Нури пашаның өметләрен төшергән.
Алманнарның мондый мөнәсәбәтләрен аңлаганнан соң безнең милли эшебезне үстерү, көчәйтү өметләребез төште. Алманнарның ялгышлыклары күп булды. Соңыннан алманнар Кафказга керү алдыннан башка проблемалар алдында калдылар. Алманнар белән сөйләшүләр вакытында алман дәүләт җитәкчеләре, безнең Кафказ һәм башка урыннарда үзебезнең планнарыбыз бар дип җавап бирделәр һәм үзебезнең милли эшебезне алып барырга мөмкинлек булмады. Алман-совет сугышы чорында милли легионнар оештырылды. Алманнар үзләренә хезмәт итә торган кешеләрне җыйнау теләге белән күп кенә кешеләрне тупладылар Бу кешеләр милли юл тоттылар һәм аз-маз милләтебезне таныту юлында хезмәт иттеләр. Мәсәлән, СССРдан килгән яңа мөһәҗирләр "Идел-Урал" газетасы чыгардылар, милли пропаганда алып бардылар, милли тартышыбызның бер бүлеген башкардылар, бер положительный эш үткәрделәр. Алманнарның җиңелүе - аларның гаскәрләре, туплары начар булудан түгел, тик үзләренең сәясәтләренең ялгыш булуы нәтиҗәсендә килеп чыкты. Алманнар җиңелгәннән соң без кешеләребезне калдыру өчен тырышып карадык. Ләкин, нәтиҗәдә, безнең күп кенә кешеләребезне Руссиягә көчләп җибәрделәр. Сугыштан соң төрле тәшкиләтләр тудылар. Төркестан, кафказлылар белән бергә татар-башкортларның да тәшкиләте килеп туган. Моңа чаклы без килеп чыга алмадык, ләкин без мондагы эшләр белән таныша бардык.
Без СССРдан булган барлык төрек халыкларының юлы бер, максатлары бер дип уйлап килдек һәм өметләндек. Сезнең арагызда да төрле төркемнәр килеп чыкты. Ниһаять, безне Америка комитете чакырды. Сезнең арагызда булган аңлашылмаучылыкларны бетерүдә ярдәм итә алырбыз дип һәм мондагы хәл-әхвальне өйрәнер өчен килдек. Мин моңа чаклы булган вакыйгаларны онытып, бергәләп эшләвегезне, бергәләп хәрәкәт итүегезне сорыйм. Үзегезнең арагызда булган талашызгышларны үз арагызда калдырып, тышка чыгармавыгыз - сезнең өчен файдадан башка бер нәрсә китермәс.
(Шуннан соң Гаяз ага бер милләтне - үз эчендәге дуслыгын, мөнәсәбәтне күрсәткән бик матур ике мисал китерә).
Мөмкин булган чаклы милли йөкне бергәләп күтәрергә, бергәләп алып барырга кирәк. Америка халкы безнең эшебезгә, хәрәкәтебезгә ярдәм итәргә хәзер тора. Америка халкының бу ярдәмен безгә кабул итәргә, большевизмга каршы көрәшне дөрес юлга куярга тырыша.
Сорау (Мостафа Вәли): Американың милли мәсьәләгә карашлары?
Җавап: Америка халкы һәм Америка сәясәтчеләренең төп теләге СССРдагы халыкларга азатлык бирү, большевизмнан коткару. Америка һәр халыкның үз язмышын үз хәл кылу сәясәтен яклый. Һәр халыкның үз язмышын үзе хәл кылу - үз эше.

Сорау: Комитетның максаты большевизмга каршы көрәш. Шул нәрсә бармы, юкмы? Ләкин тәмам юлга салынмаган.

 Җавап: Төп максаты большевизмга каршы көрәш. Моңа чаклы сезнең үз арагызда ныклык булмау аркасында моңа чаклы сез көрәшкә алынмаган.

Кадыйр Гариф: Берлинда, алман нинди генә явыз, кабәхәт булмасын, татарлар үзләренең газета-журналларын чыгарып килделәр, ял йортлары бар иде, ял йорты алманнарның үзләре өчен дә юк иде. Татар татар инде. Татар үз илен ярата. Кем кайсы илдә туса, ул шул илне ярата. Сугыш беткәннән соң һәр кем үз-үзен коткару юлын карады. Татар-башкорт комитеты оештырылганнан соң яхшы гына эшләр башкардылар. Аннан соң Әнвәр белән Фәйзуллин арасында аңлашылмаулар башланды. Хәзер инде бу аңлашылмауларны бетереп бергәләп эшләргә кирәк. Совет илендәге татар-башкортлар без сөйләгән сүзләрне сөйли алмыйлар.

Фәйзуллин: Берәр урыс партиясендә торган татар Татар-башкорт комитетында әгъза булып тора аламы? Иосыфоглу Акзам1 Власов партиясендә тора.

Җавап: Әгәр ул үзе теләсә һәм Татар-башкорт комитетына керергә теләсә, керә белер. Әгәр дә сез миңа барыгыз да "бездә берлек бар" дип әйтә алсагыз, мин Америка комитетына барып әйтә белермен.

Мостафа: Иосыфоглу Власов партиясендә торган икән, хәзер безнең арада бер юлга басып эшли, һәм аның Власов партиясеннән күчүе үзе уңай як.

Сәлим Фәхерттин: Безнең комитетта талашлар булдылар. Ул талашлар портфель өчен булдылар. Берничә кеше читтә кала икән, аның безнең өчен әһәмияте юк. Комитетта кайбер кешеләр арасында шәхси талашлар бар икән, бу исә комитетта раскол дигән сүз түгел.

Мисбах Мифтахоглу: Татар-башкорт комитеты моңа чаклы үзара булган талашларны тышка чыгармаска тырышты. Фәйзуллин әфәнде берничә кеше туплап башка группа төзеде. Бу исә безнең эшкә уңайсызлады.

Гаяз Исхакый: Фәйзуллин әфәнде миңа берничә мәртәбә сүз белән бердәм дип вәгъдә бирде. Фәйзуллин әфәнде бердәм эшлибез дип сүз бирде.

Фәйзуллин: Мин Татар-башкорт комитетының эшенә комачауламыйм һәм мин урыс партиясендә торганым юк. Татар-башкорт комитеты 1947 елда төзелде. Мин 7 елдан бирле эшләп килдем һәм киләм. Үткән ел «Иттифак» фиркасе белән эшләргә теләдек.
Бездә икенче комитет та бар, начармы, яхшымы - ул бар. Мин 100% белән Гаяз аганың сүзләрен тыңлыйм. Ләкин мин Берлинда эшләгән ялганчылар белән эшли алмыйм.

Тухтаров: Мин монда яшәмим. Сез Гаяз ага монда килгәнсез, һәм сез безнең комитетыбызны яхшырту теләге белән килгәнсез. Үткәннәрне кабатламаска кирәк. Киләчәктә бергәләп эшләргә кирәк.

Мәҗлестә катнашучылар: Гаяз Исхакый, генерал Әрәли, Абдулла Ильяс, Мостафа Вәли, Тухтаров Вәлиулла, Әнвәр Галиоглу, Фәрид Баяр, Газиз Фәйзуллин, Зәйтүнә Буйнак, Кадыйр Гариф, Хәдичә Бадай, Гаяз Хәким, Сәлим Фәхерттин, Мисбах Мифтахоглу, Илдар Идрис, Иосыфоглу Акзам.

Татарстан Республикасы Милли архивы. Р-5086 фонд. 1 тартма. 63 эш.

 

Вступительную статью и

документы к публикации подготовил

Искандер Гилязов,

 доктор исторических наук