2005 1

Плакаты и афиши Великой Отечественной войны в фондах Национального архива РТ

Все дальше уходят от нас события того уже далекого, но такого поистине героического времени. Сохранить для потомков память о нем c тем, чтобы люди и события не ушли в небытие, помогают документы.
Особый интерес для исследователей представляет наглядная агитация периода Великой Отечественной войны, прежде всего, — плакаты и афиши. В сознании большинства россиян такой плакат, как «Родина-мать зовет» стал неотъемлемой частью истории войны.
В Казани и других городах республики также активно осуществлялся выпуск агитационной литературы. С лета 1941 г. перестроилась на военный лад работа полиграфкомбината им. К. Якуба, Татгосиздата и Татполиграфа. В общем объеме продукции увеличился выпуск изданий военно-патриотической тематики. Важное место среди них заняли сборники в помощь агитаторам. Так, в 1941 г. полиграфический комбинат им. К. Якуба по заказу Военкниготорга приступил к публикации изданий: «Великая Отечественная война советского народа», «Героическая борьба советских партизан», «Героические эпизоды» и др.1
«Объяснительная записка к годовому отчету Татарского государственного издательства при Совнаркоме ТАССР» подчеркивает, что в 1941 г. по количеству изданий процент перевыполнения по сравнению с 1940 г. составил 191,81 %. При этом план выпуска и сдачи продукции в издательских оттисках по политической и военно-оборонной литературе составил 131,79 % к плану2.
Особое место в общих показателях увеличения производства принадлежало такому виду агитационной литературы, как плакаты и лозунги. Именно они, являясь самым доступным и эффективным средством пропаганды, призывали на новые трудовые подвиги и ратные свершения, убеждали людей в неизбежности разгрома врага и Победы и в необходимости приложения всех сил для этого.
Согласно производственному отчету Татгосиздата за 1941 г., было издано 27 наименований плакатов, листовок и лозунгов политической и военно-оборонной тематики3. В плане работы на 1942 г. плакаты и лозунги проходили отдельной строкой, сразу вслед за военно-оборонной литературой. Предполагалось издание 21 плаката на русском и татарском языках, многие уже во втором издании. В общей сложности их тираж должен был составить почти 150 тысяч экземпляров4.
Большую популярность в годы Великой Отечественной войны получили агитационно-пропагандистские плакаты сатирического содержания художника-графика Р. Ф. Сайфуллина: «Наполеон и Гитлер», «Вороны в павлиньих перьях», «Новый порядок в Европе», «Гитлеровская виселица», «Каждое зерно — удар по врагу». К сожалению, обнаружить какие-либо факты биографии художника нам не удалось. Известно только, что с 1935 г. он публиковал свои рисунки в московской прессе, а в 1941-1945 гг. работал в Казани. Среди его известных работ — иллюстрации произведений Г. Тукая и «Башкирских сказок». И все же в историю искусства Татарии он вошел как художник, специализировавшийся на политических плакатах.
Агитационно-пропагандистское направление в искусстве в годы войны развивалось наиболее активно. Художники систематически выезжали в районы республики для сбора актуальных материалов о жизни колхозов и совхозов в военное время. Только в июле 1943 г. Союз советских художников ТАССР (ССХ ТАССР) направил три бригады художников по маршруту: Арский, Билярский, Аксубаевский, Каргалинский, Буденовский и Дрожжановский районы5. Результаты проделанной работы обобщались и становились сюжетом агитационных лозунгов и плакатов. Интерес вызывает тот факт, что и колхозы выдавали отзывы-характеристики о проделанной художниками работе. В фонде Союза советских художников ТАССР за военный период можно обнаружить немало подобных свидетельств. Например, характеристика заведующего агитационно-пропагандистским отделом РК ВКП(б) бригады художников, командированной по заданию ОК ВКП(б) ССХ ТАССР в Аксубаевский район, от 30 сентября 1942 г.: «Участники этой бригады тт. Альменов, Катков, Рахманкулова… за время пребывания в Аксубаевском районе провели следующие работы: художественно оформили избы-читальни в колхозах «Сукачи», «Кирова», в совхозе «Большевик», сделали зарисовки стахановцев, написали ряд лозунгов и плакатов. Во всей своей работе указанные товарищи зарекомендовали себя как политически-сознательные»6. Или другая характеристика художников, побывавших в совхозе «Большевик» Аксубаевского района, от 14 сентября 1942 г.: «Пробыв неделю, бригада провела следующую работу: 1. Оформила парткабинеты; 2. Сделаны зарисовки стахановцев; 3. Выпущена стенгазета; 4. Писание лозунгов и плакатов, обязательств, взятых рабочими, служащими совхоза. Коллектив совхоза очень доволен приездом бригады и рекомендует посылать [ее] также и в другие районы»7.
Руководство правления ССХ ТАССР уделяло много внимания проблеме совершенствования работы в области агитационно-изобразительного искусства. Систематически проводились специальные совещания, на которых обсуждалась активизация деятельности в данной сфере. Как свидетельствует протокол расширенного заседания правления ССХ ТАССР от 22 января 1944 г., при утверждении плана работы ССХ ТАССР на 1944 г. подчеркивалось: «Героическая тема широкого народного звучания должна стать главной темой искусства, образы лучших сынов народа, защитников страны, создателей ее оборонной мощи — основным образом художественных произведений; значительные проявления патриотизма, примеры высокого героизма на фронте, работы советского тыла прежде всего должны привлечь внимание художников»8.
31 марта 1944 г. на заседании правления ССХ ТАССР был рассмотрен ряд вопросов, связанных с подготовкой эскизов к политическим плакатам. В частности, речь шла о просмотре эскиза плаката А. А. Прыткова «Подготовка резерва Красной Армии». Правление ССХ ТАССР выразило одобрение работы художника и предложило объединению «Татхудожник» заключить договор с автором на цикл сатирических рисунков на актуальную политическую тему. А в отношении работ художницы Г. М. Сатониной правление предложило доработку, чтобы добиться «художественности» и отойти «от рекламности»9.
Плакаты, одобренные правлением ССХ ТАССР, поступали в органы печати. К 1945 г. Татгосиздат увеличил число экземпляров выпускаемых плакатов, но с некоторым сокращением количества их наименований. По сведениям производственного отчета Татгосиздата за 1945 г. в общей сложности было издано 10 наименований оригинальных плакатов тиражом более 750 тысяч и 5 переводных плакатов тиражом более 88 тысяч экземпляров10.
Сегодня, в связи с приближением празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и повышением общественного интереса к документам военного периода, особую актуальность приобрело выявление в фондах архива плакатов военной поры. С начала 1990-х гг. в Национальном архиве РТ проводится систематическая работа в этом направлении. В отдельном фонде «Коллекция «Афиши и плакаты. 1917-1968 гг.» плакатов 1941-1945 гг. более трех десятков.
Зачастую плакаты обнаруживались в фондах райисполкомов среди сведений статистического характера, когда, ввиду отсутствия бумаги, их использовали для письма. Так, например, был выявлен один из самых интересных плакатов Великой Отечественной войны из хранящихся в архиве — плакат 1942 г. «Каждое зерно — удар по врагу!»11. Он был обнаружен в фонде Тельманского райисполкома. На нем изображен Гитлер, проткнутый штыком и колосом, символизирующими единство фронта и тыла. И даже на нас, современников, он производит сильное впечатление: настолько жалким и беспомощным изобразил диктатора художник.
Но не все плакаты иллюстративны. Многие из них состоят исключительно из призывов и лозунгов, помогающих между тем реально ощутить, как и чем жила страна в те далекие 40-е. Например, два из них, выпущенные в 1942 г. Татгосиздатом тиражом 20 тысяч экземпляров, гласят: «Чем ты помог фронту? Сдал ли ты теплые вещи и белье для Красной Армии?»12; «Выше знамя соревнования! Большевистскими делами ответим на первомайский приказ товарища Сталина! Стахановским трудом ускорим разгром и уничтожение гитлеровских разбойников! Еще теснее сплотимся вокруг большевистской партии, вокруг нашего вождя и учителя — великого Сталина!»13.
Не вызывает сомнения роль и значение военных плакатов. Они — живая история нашей страны, наглядное отражение мужества и героизма людей, каждодневным трудом приближавших Великую Победу.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. НА РТ, ф. Р-834, оп. 1, д. 37, л. 201.
2. Там же, ф. Р-273, оп. 4, д. 137, л. 3 об.
3. Там же, л. 23 об.-24.
4. Там же, д. 141, л. 116-117.
5. Там же, ф. Р-7064, оп. 1, д. 6, л. 7-7 об.
6. Там же, оп. 2, д. 18, л. 3.
7. Там же, л. 4.
8. Там же, д. 1, л. 20.
9. Там же, л. 26.
10. Там же, ф. Р-273, оп. 4, д. 172, л. 24 об.-25 об.
11. Там же, ф. Р-2754, оп. 1, д. 155, л. 80.
12. Там же, ф. Р-2311, оп. 1, д. 436, л. 9-10.
13. Там же, ф. Р-4530, оп. 1 доп., д. 177, л. 56.

Людмила Кузнецова,
кандидат исторических наук