2015 3/4

Сельскохозяйственные переселения в Восточное Забайкалье в 1930-х гг.

Социалистическая модернизация в Советской России в 1920-1930-х гг. сопровождалась политикой массового перемещения производительных сил в восточные районы страны в целях их равномерного размещения и более полного использования природных ресурсов. Государственная политика по организации плановых сельскохозяйственных переселений занимала важное место в экономическом развитии восточных территорий СССР. Основная часть переселенцев оседала на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

К середине 1930-х гг. власти обратились к плановому переселению крестьян из малоземельных районов туда, где государству была необходима обработка земельных фондов. Переселение проходило в обстановке коллективизации, сочетаясь с сельскохозяйственным кооперированием населения в заселяемом районе.

В ходе проводимых мероприятий в целях привлечения крестьян и оказания им помощи в обустройстве на новом месте государство предоставляло разного рода льготы переселенцам: бесплатный проезд и провоз движимого имущества, крупного и мелкого скота; передача в постоянное пользование отдельного дома с надворными постройками и усадьбой; долговременный кредит на хозяйственное обзаведение; освобождение от сельскохозяйственного налога на период от трех до пяти лет; списание всех недоимок по налогам и поставкам сельскохозяйственной продукции1.

В 1935 г. началось сельскохозяйственное переселение из европейской части страны в Восточную Сибирь. В 1935-1936 гг. переселенцы из Татарской АССР, Воронежской и Курской областей, Горьковской области были расселены в 29 районах Восточной Сибири, в том числе и в Читинской области. В 1939 г. Восточная Сибирь приняла 3 464 семьи (всего 18 025 человек)2.

В Читинскую область в 1935-1939 гг. переехало 6 702 человека, из них обратно в места выхода вернулись 1 664, что составило 24,8 % от общего числа прибывших за эти годы. При этом максимальное количество переселенцев было принято в 1935 г. — 2 032 человека. Наиболее заселяемыми районами являлись Акшинский, Борзинский, Нерчинско-Заводский, Карымский, Александрово-Заводский.

Национальные меньшинства в составе Читинской областной партийной организации по состоянию на 29 марта 1938 г.17
Наименование районаВселено (чел.)Выбыло (чел.)Всего (чел.)
1935 г.1936 г.1937 г.1938 г.1939 г.1935 г.1936 г.1937 г.1938 г1939 г.вселеновыбыло
Акшинский 413 85 69 67 239 - 15 4 - 634 258
Александрово-
Заводский
261 82 - 71 61 116 19 - 10 - 475 145
Балейский - - 40 18 44 - - 17 2 - 102 19
Борзинский 293 88 - 150 106 70 30 - - 6 637 106
Быркинский 183 74 - 50 134 75 23 - 9 1 441 108
Газимуро-
Заводский
- - 101 42 46 - - 24 3 - 189 27
Карымский 290 101 - 76 87 150 51 - 6 19 554 226
Красночикойский - - 74 50 23 - - 24 34 16 147 74
Кыринский - - 99 - 21 - - 2 - - 120 2
Могочинский - - - - 35 - - - - - 35 -
Нерчинский - 138 - - 80 - - - - - 218 -
Нер.-Заводский 461 109 94 92 90 273 50 - - - 846 323
Оловяннинский 131 - - 122 57 25 - - 20 4 310 69
Петровск-
Забайкальский
- 81 51 66 38 - 7 - - - 236 7
Сретенский - 125 - 38 115 - 78 - 13 30 278 121
Сковородинский -   - 68 86 - - - - 1 154 1
Тыгдинский - - - 38 32 - - - - - 70 -
Улетовский - 231 108 52 40 - 45 - - 10 431 55
Усть-Карский - - - 59 70 - - - - - 129 -
Хилокский - - - - 27 - - - - - 27 -
Чернышевский - 58 - - 56 - 35 - - 4 114 39
Читинский - 70 - 70 32 - 3 - 27 20 172 50
Шахтоминский - 123 65 52 52 - 59 14 6 3 292 82
Шилкинский - - 65 - 26 - - 27 - 7 91 34
Итого 2032 2180 782 1183 1425 948 400 122 134 121 6702 1664

В Восточной Сибири переселенческие колхозы освобождались от поставок государству сельскохозяйственной продукции на шесть лет, а единоличные хозяйства — на три года. В Забайкалье с 1937 г. хозяйства, принимавшие переселенцев, освобождались от всех видов платежей (по числу вселенных семей) на шесть лет.

Вместе с тем сельскохозяйственные переселенцы испытывали определенные трудности, которые заставляли их покидать места вселений и возвращаться обратно. Так, в марте 1938 г. секретарь райкома Александрово-Заводского района подал докладную записку заведующему отделом руководящих партийных органов Читинского обкома ВКП(б) «О массовой подаче заявлений, выходе из колхозов нацмен-переселенцев в Александрово-Заводском районе», в которой указывал, что в конце февраля — начале марта 1938 г. поступило 60 заявлений от татар-переселенцев о выходе из колхозов4. Определяя основные причины массовой подачи заявлений, он выделил следующие обстоятельства:

1. Халатное отношение руководителей колхозов к колхозникам-переселенцам. В частности указывалось, что с 1934 г. для переселенцев не были созданы одинаковые с коренными жителями условия, среди которых предоставление хорошего жилья, необходимых надворных построек, приусадебных земель. Встречались также отдельные случаи, когда колхозникам-переселенцам отказывали в предоставлении лошадей для личных нужд, выдавали худший, чем местным, хлеб и т. д.

2. Слабая массово-политическая работа среди колхозников. Почти полное ее отсутствие среди татар-переселенцев способствовало возникновению определенных противоречий между русскими и татарами, которые «хотя и не проявлялись в резких формах, но продолжали сохраняться»5.

3. Агитация местных активистов среди колхозников-переселенцев за обратный отъезд в Татарию. Было установлено, что осенью 1937 г. колхозником-переселенцем Бодреевым (с. Верх-Аленуй) в лесу проводилось нелегальное собрание татар-переселенцев из разных колхозов, на котором в том числе был пущен слух о предстоящей войне.

4. Низкий урожай 1937 г., когда на один трудодень колхозника приходилось от 700 г до 3 кг зерна. Чтобы прокормить свои семьи, некоторые колхозники-переселенцы получили авансом весь заработок 1937 г., вследствие чего на начало 1938 г. они остались без хлеба.

Во всех колхозах Александрово-Заводского района, где имелось значительное количество татар, районный комитет ВКП(б) провел собрания, на которых были заслушаны все претензии колхозников-переселенцев6. Затем последовали аналогичные заседания правлений колхозов. В результате были приняты единичные решения о предоставлении особо нуждающимся новых домов, проведении необходимого ремонта жилья, выделении приусадебных участков и т. д.

После принятых мер из 60 колхозников-переселенцев, подавших заявления, 48 человек забрали их обратно7.

Политика переселения встречала сопротивление и на местах, среди коренного населения. Поэтому в колхозах, где имелось значительное число переселенцев, планировалось ввести их в состав правлений колхозников.

В Акшинский район в период с 1935 по 1939 г. переехало 640 семей, из которых вернулось обратно 2708. В докладе секретарю Читинского обкома ВКП(б) «О хозяйственном устройстве переселенцев в Борзинском районе» указывалось, что в 1940 г. в район прибыло 126 человек (81 семья) переселенцев. Подчеркивалось, что большинство из них «правильно восприняло разъяснения вербовщика об условиях переселения», которые заключались в том, что строительство домов на местах будет осуществляться силами самих переселенцев9. Однако в течение пяти дней со дня приезда обратно выехало восемь глав семей. Переселенцы аргументировали свой отъезд следующим: «нам говорили, что на месте работают бригады плотников, которые строят дома, а мы будем работать в колхозе», «мы думали, что для нас готовы дома»10. Из оставшихся 73 семей 57 были предоставлены старые дома. Остальные пытались построиться сами. Сообщалось о нехватке пиломатериалов и гвоздей на стройках11.

Нехватка хлеба была одной из основных причин массового желания переселенцев выйти из колхозов. Недостаток хлеба у колхозников-переселенцев объяснялся тем, что при переселении из западных областей СССР хлебная государственная безвозвратная ссуда в размере двух центнеров хлеба, выдаваемая каждой семье переселенца, оказалась недостаточной, вследствие чего приезжие были вынуждены авансироваться у колхоза и возвращать долг при очередном распределении доходов. В среднем размер аванса на каждую семью составлял 3-4 центнера. Его погашение создавало нехватку хлеба до нового распределения доходов и необходимость авансироваться на следующий год.

В постановлении организационного бюро ЦК ВКП(б) по Читинской области от 5 декабря 1937 г. «О распределении доходов в колхозах» ответственность за своевременную и правильную организацию подготовки к распределению доходов в колхозах была возложена на районные комитеты и районные исполнительные комитеты12.

Оргбюро отмечало стихийный характер распределения доходов и указывало, что оно должно производиться в каждом колхозе после окончания молотьбы и выполнения государственных обязательств на все трудодни, отработанные колхозниками в течение года. Было установлено, что необходима проверка начисления и записей трудодней в книжки колхозников, для чего создавались ревизионные комиссии. Также декларировалась ликвидация к 1 января 1938 г. дебиторской задолженности перед колхозниками13.

Однако решения оргбюро не всегда выполняли на местах. Так, в распределении доходов 1937 г. значительная часть колхозников-переселенцев Александрово-Заводского района не получила хлеба совсем или получила малое количество14. Согласно сообщению начальника экономического отдела управления НКВД по Читинской области лейтенанта Сухомлинова, в одном из колхозов Нерчинско-Заводского района продолжительное время не распределялись доходы по трудодням за 1939 г., правление колхоза не выдавало хлеб, заработанный колхозниками. Были отмечены факты, когда колхозники, испытывавшие острый дефицит продовольствия, совершали отчаянные поступки. Так, колхозник-переселенец Мухаметшин пытался «перерезать всю семью и покончить жизнь самоубийством»15.

Принимались меры по выдвижению переселенцев на руководящую работу. Так, по состоянию на 9 апреля 1938 г. из числа колхозников-переселенцев Александрово-Заводского района были выдвинуты: председатель сельского совета, члены сельских советов (15 человек), заместители председателя колхоза (2), члены правления колхоза (22), бригадиры и заведующие фермами (5), колхозный счетовод16. Получив руководящую должность в колхозе, переселенцы-нацмены имели возможность быть выдвинутыми в члены партии.

Сведения о вселенных и выбывших переселенцах по районам Читинской области по состоянию на 1 января 1940 г.3
НациональностьЧисло коммунистов%НациональностьЧисло коммунистов%
Австрийцы 2 0,6 Литовцы 14 4,6
Австро-венгерцы 1 0,3 Монголы 1 0,3
Белорусы 1 0,3 Мордва 2 0,6
Буряты 24 7,9 Немцы 7 2,3
Венгерцы 11 3,6 Поляки 46 15,2
Греки 2 0,6 Румыны 1 0,3
Евреи 1 0,3 Татары 2 0,6
Китайцы 106 35,1 Финны 2 0,6
Корейцы 33 10,9 Чехи 1 0,3
Корелы 1 0,3 Эстонцы 13 4,3
Латыши 31 10,3 Всего 302 100

В большинстве случаев представители правлений колхозов и руководители районных советских и партийных организаций относились к переселенческой кампании как к дополнительной нагрузке, отвлекающей от основных дел. Ввиду отсутствия внимания к заботам и нуждам трудового устройства колхозников-переселенцев у последних возникало настроение «обратничества», отрицательно влиявшее на закрепление в колхозах области.

Отмечалось неудовлетворительное положение дел с хозяйственным устройством колхозников-переселенцев в Александрово-Заводском, Борзинском, Нерчинско-Заводском, Оловяннинском, Читинском районах. В ряде колхозов для переселенцев создавались «нетерпимые условия» в работе: «действуя методами запугивания и прямых угроз», отдельные управленцы всячески пытались приглушить хозяйственную инициативу переселенцев или представить в отрицательном виде условия жизни в Забайкалье18.

Вместе с тем работа с колхозниками-переселенцами занимала одно из важных мест в процессе выполнения народно-хозяйственных планов, партийные органы старались не пускать на самотек обозначенные проблемы. Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР по Читинской области и бюро обкома ВКП(б) от 8 февраля 1939 г. «О вселении в Читинскую область в марте 1939 г. колхозников-переселенцев» районные комитеты и районные исполнительные комитеты обязывались информировать оргкомитет о ходе подготовки к приему переселенцев, вести учет вселения переселенцев по колхозам, изыскивать необходимые материалы на ремонт домов в районе19.

По решениям бюро обкома от 20 августа 1939 г. «О хозяйственном устройстве прибывших колхозников-переселенцев» планы вселения переселенцев должны были обязательно обсуждаться на заседаниях районных комитетов с последующим утверждением областного исполнительного комитета. Вселение необходимо было производить «не одиночками», а «группами — по 5-10-15 хозяйств в каждый колхоз»20. Однако в ходе систематических проверок на местах отмечалось невыполнение районными комитетами и районными исполнительными комитетами решений обкома.

Для разрешения вопроса нехватки строительных материалов в условиях степной местности и безлесья некоторых районов Читинской области предлагалось соблюдать сроки въезда переселенцев. Так, в колхозы степной местности переселенцы должны были заезжать в мае — в то время, когда была возможность использовать местный строительный саман*. В колхозах, располагавшихся на территории лесной местности, предусматривалось принимать переселенцев осенью, поскольку в это время можно было силами самих же переселенцев заготовить лес и вывезти его в села21.

Областной земельный отдел обязывался производить отвод приусадебных участков из свободных фермерских земель всем колхозникам-переселенцам в размерах, установленных для колхозов, в которые они вселялись. Тресты «Читтранлес», «Читлес» и управление лесами местного значения обязывались обеспечить выполнение плана заготовок строительных материалов для переселенческого строительства, установленного решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Читинской области. В целях обеспечения жилищного и хозяйственного строительства для переселенцев предлагалось создать областную строительную контору при областном исполнительном комитете. Облисполкому в свою очередь было предложено обсудить вопрос о возможности организации в системе управления лесами лесопильного завода для нужд переселенческого строительства, установить контроль над ходом подготовки к приему переселенцев и их хозяйственным устройством в колхозах.

На заседании также было принято решение просить ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР дать указания Народному комиссариату финансов о выделении необходимых оборотных и основных средств для строительной конторы, Экономическому совету — об установлении дополнительного плана лесозаготовок для «Читтранлеса» и «Читлеса» на нужды переселенческого строительства, а также разрешить исполнительному комитету Читинского областного совета депутатов трудящихся ввести в районах вселения должность заместителя председателя райисполкома по переселению.

Редакциям областных и районных газет рекомендовалось систематически освещать вопросы хозяйственного устройства переселенцев. Публиковать отчеты колхозов о ходе подготовки к приему переселенцев, а также письма переселенцев об их жизни и работе в колхозах.

Начальник переселенческого отдела обязывался своевременно информировать Читинский областной комитет ВКП(б) о хозяйственном положении колхозников-переселенцев23.

Попытка использовать коллективные формы переселения крестьянских семей в составе колхозов привела к определенным результатам. К 1940 г. в Читинской области насчитывалось более 100 колхозов, которые продолжали пополняться семьями переселенцев, внесших существенный вклад в освоение земель и развитие народного хозяйства Восточного Забайкалья.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Свод законов СССР. – 1937. – № 73. – Ст. 352.
  2. Переселение плановое в Сибирь в Советский период // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. Т. 2 (К-П) / Гл. ред. В. А. Ламин. – Новосибирск, 2009. – С. 608.
  3. Государственный архив Забайкальского края, ф. П-3, оп. 1, д. 672, л. 1.
  4. Там же, д. 178, л. 1-2.
  5. Там же, л. 1.
  6. Там же, л. 2.
  7. Там же.
  8. Там же, д. 665, л. 44.
  9. Там же, л. 41.
  10. Там же, л. 41-42.
  11. Там же, л. 43.
  12. Там же, д. 4, л. 107.
  13. Там же.
  14. Там же, д. 178, л. 3-4.
  15. Там же, д. 665, л. 45.
  16. Там же, д. 178, л. 4.
  17. Там же, д. 197, л. 11.
  18. Там же, д. 665, л. 45.
  19. Там же, д. 349, л. 34.
  20. Там же, д. 597, л. 46.
  21. Там же, д. 665, л. 41-43.
  22. Там же, л. 48.

Гульнара Алёкминская,
кандидат исторических наук


*Саман — строительный материал из глинистого грунта с добавлением соломы или других добавок.