2006 1

История волжской флотилии: опыт ретро-путеводителя

Авторы художественно-литературного издания, выполненного в стиле лучших традиций российских факсимильных раритетов, позволяют читателю совершить необычный вояж — ретроспективное путешествие по Волге на старинных судах и пароходах. Отправным пунктом этого путешествия являются древнейшие истоки волжских этносов и российской цивилизации. Прошлое народов и государства прочитано через историю главной реки России, а точнее, через историю ее судоходства. Такой структурный способ изучения истории совпадает с основными положениями теории речных цивилизаций Л. Мечникова. Согласно его концепции, все древние цивилизации зародились на Востоке, в междуречье великих рек: Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, дельты Нила, Янцзы и Хуанхэ. Представители более поздней западной цивилизации, европейцы давно определили значение водных артерий в истории государств. Книжный рынок Европы постоянно пополняется научно-популярными и красочными изданиями о Рейне, Дунае, Луаре, Сене.
Колыбелью одной из самых молодых цивилизаций — российской — является Волга. Она дала начало русским городам. На ее берегах проходили этапы становления российской государственности. Образ великой реки давно поэтизирован, но история волжского судоходства так всесторонне и наглядно представлена впервые. Это описание развития целой индустрии, истории судов и судовладельцев, пароходных компаний. В книге содержится масса малоизвестных и, на наш взгляд, любопытных фактов. Так, в XIX — начале XX вв. было несколько пароходств: «По Волге», «Надежда», «Самолет» и «Кавказ и Меркурий». Каждое судоходное «товарищество» имело собственную корпоративную марку, отличавшую облик ее пароходов от судов других компаний. Например, пароходы общества «По Волге», как правило, имели парные названия: «Царь» — «Царица», «Граф» — «Графиня» и т. д. Они выделялись среди других судов особой окраской надстройки — белые корпуса и черные трубы. На колесном кожухе прикреплялась большая шестиконечная звезда в белом круге и т. д. Пароходные свистки отличались более высоким и резким тоном.
Альбомное оформление «Истории волжской флотилии» позволило наиболее выигрышно представить иллюстративный ряд. Старинные изображения волжских городов, судов, интерьер их салонов и ресторанов не только украшают книгу, но создают целый ряд конкретных образов. Кажется, что вот-вот оживут эти кадры «застывшей кинохроники», и мы услышим гудки пароходов, шум моторов, плеск воды, песни бурлаков, палубную музыку, голоса людей. Изображения на видовых открытках позволяют наблюдать, как менялся облик судов: от парусников, коноводок до пароходов и современных комфортабельных речных лайнеров. Эволюция техники представлена весьма наглядно.
Основу иконографических источников составила коллекция открыток В. П. Савельева. Сам факт публикации этого собрания в сопровождении увлекательного текста имеет не только познавательное значение. Коллекцию видят немногие, а книга доступна широкому кругу читателей.
Уцелевшим в горниле революций и войн пароходам была уготована интересная и долгая судьба. Всех их переименовали. Так происходила ликвидация «классово чуждой» атрибутики и символов: «Граф» превратился в «Усиевича», «Самодержец» — в «Крестьянина», «Царица» — в «Чичерина», «Император Александр» — в «Виктора Холзунова», «Петроград» — в «Парижскую Коммуну» и т. д.
Пароходы-долгожители (срок их эксплуатации составлял почти 80 лет) тоже не вечны. Последнее их плавание заканчивалось, как правило, в доке, где их распиливали для сдачи в металлолом. А облик сохранялся только в памяти людей и на открытках. Таким образом, книга выполняет функцию своеобразного виртуального музея истории судоходства и хранит свою коллекцию для других поколений.
Важной составляющей индустрии путешествий по Волге всегда являлась реклама, которой были заполнены все прежние путеводители. Рассказу о ранее изданных путеводителях, которые сегодня являются библиографической редкостью, посвящена одна из последних глав книги. По сути, это историография предмета рассмотрения данной книги, только «историография наоборот», поскольку по правилам исторического исследования обзор и анализ всех предшествующих опытов изучения темы обычно дается в начале книги.
В данной главе авторы признают литературный талант составителей прежних путеводителей, умение заворожить читателя словом, увлекая описанием красот речного путешествия. Несколькими, почти импрессионистическими штрихами, они создавали удивительную картину и настроение радостного ожидания чуда: «Пароход, словно сказочный город, скользит бесшумно по воде, а ночью этот город горит тысячами электрических огней; в лунную же ночь вид на берег получается положительно волшебный». Содержание убеждает читателя в том, что во все времена неизменным мерилом уровня комфортности и качества путешествия были не только интересный маршрут, но и кухня, набор напитков. Во всех рекламных афишах пароходных компаний подробно расписывался прейскурант предлагаемых кушаний и деликатесов. Эти традиции сохранились и в наше время: люди постоянны в своих привычках.
Особо хотелось бы отметить полиграфическое качество книги. Обложка, формат, цветовая гамма, качество бумаги, шрифт, верстка — все выполнено в едином стиле. Такое издание может не только стать предметом гордости самого взыскательного библиофила, но и занять достойное место на конкурсе полиграфического мастерства и даже украсить международную книжную ярмарку.

Лидия Сыченкова,
доктор исторических наук