2002 1/2

О происхождении традиционного праздника татарского народа сабантуй

Лингвистический анализ составляю­щих название праздника и имеющих древнетюркское происхождение слов «сабан» и «туй», сравнение с анало­гичными календарными праздниками дру­гих тюркских народов дают основание по­лагать, что сабантуй с самого своего зарож­дения означал весенний праздник в честь пробуждения природы и начала весеннего цикла работ. Его происхождение связано с бытовавшим у ряда племен древних тюр­ков - как и других народов мира - кален­дарных обрядов ритуального вступления в брак с природой. Следует предположить, что первоначально игры и состязания са­бантуя также носили сакральный характер. Курэш, скачки, стрельба из лука и другие, составляющие содержание сабантуя, прак­тически присущи и празднествам всех тюр­кских народов. С переходом наших пред­ков к оседлой жизни, с их занятием земле­делием праздник - в силу своей универ­сальности - стал земледельческим. Обнаруженная Ф. С. Хакимзяновым в деревне Иске Салман Алькеевского района РТ в июле 1979 года эпитафия булгарского пе­риода, содержащая надпись «День сабан­туя» и датируемая 15 июнем 1292 года, сви­детельствует о не менее чем 710-летней истории праздника на территории Татар­стана.

Сабантуй традиционно проводился после схода снега, за 2-3 недели до начала весенней пахоты, но с начала 20-х годов XX века, под влиянием советских и партий­ных органов его начали справлять после завершения весенних полевых работ, пре­терпел некоторые изменения и традицион­ный сценарий праздника.

Подготовка к сабантую начиналась за несколько недель до назначенного дня. Аксакалы определяли время и место про­ведения праздника. Для майдана обычно избирался луг, ровное поле или опушка леса, как правило, недалеко от воды и гор; стремление людей к слиянию с природой было характерно для сезонных родовых праздников, связанных с весенним жерт­воприношением. Празднику предшество­вал обряд сбора подарков - вышитых по­лотенец, платков (их привязывали на спе­циальный шест), раскрашенных яиц, его сходство с ритуалами других тюркских народов - еще одно свидетельство его древ­него происхождения. Вероятно, сабантуйные дары изначально осмысливались как объекты, наделенные магической силой, призванной помочь выполнению желаний как жертвователя, так и дарителя, иначе говоря, выполняли роль оберегов.

Сабантуй начинался с раннего утра. На середину майдана вкапывался сабантуйный шест с завязанными на верхушке по­лотенцами, зрители располагались вокруг поодаль - сабантуйный круг ассоциировал­ся с солнцем, небом. Не менялся даже тра­диционный порядок состязаний: конные скачки (наездниками были мальчики 10-13 лет), курэш, далее - пешие забеги, прыжки, поднятие тяжестей, а также игры. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов, почетными подарками для по­бедителей являлись преподношения снох, вышедших замуж после предыдущего са­бантуя, что подчеркивает планетарную оптимистическую идею о продолжении рода, непрерывности человеческой жизни. По неписаным правилам майдан открытый, никто не должен уйти без подарка. Обяза­тельно награждали повредившего ногу бе­гуна, коня, пересекшего финишную черту последним. Обычай повязывать полотен­ца, платки на шею пришедшего последним скакуна известен как «конь надежды». Он связан с желанием отогнать беду и отдаванием дани душам покойных предков.

Неотъемлемым элементом сабантуя были вечерние молодежные игрища.

Указанных традиций придерживаются и на современном сабантуе.

После Октябрьской революции наме­тилась тенденция придания сабантую идей­но-политического характера. Именно этим продиктованы организация в начале праз­дника политических митингов, перегрузка его содержания чисто спортивными эле­ментами, все более имеющими военно-при­кладную направленность, что противоре­чило природе праздника. В результате со­здавалась угроза утраты сабантуем многих присущих традиционному празднику черт, но тем не менее он оставался веселым и жизнерадостным праздником. В 30-е годы XX века расширилась география проведе­ния сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары. Праздновал­ся он и в годы Великой Отечественной вой­ны.

В послевоенные годы стала склады­ваться современная форма проведения са­бантуя, с этого времени начинается интен­сивный процесс идентификации праздни­ка, едиными стали сроки его проведения. В 70 - первой половине 80-х годов прошлого столетия сложилась практика «укрупне­ния» сабантуев, т.е. организации его не в каждом ауле, как было раньше, а только центральных усадьбах колхозов, совхозов, а также в райцентрах. Другая черта сабан­туев застойных лет - стремление к заорга­низованности, излишней регламентации. Но вместе с тем за годы советской власти зародились и продолжают существовать как важнейшие части праздника новые ри­туалы, утверждающие общественную зна­чимость труда: праздник открывается подъемом флага сабантуя передовиками производства, аграрного сектора; парадом передовиков сельскохозяйственного про­изводства, спортсменов и победителей смотра художественной самодеятельности, награждением по итогам посевной подар­ками лучших механизаторов, что прирав­нивало их батырам сабантуя.

Истинно народная природа, дух сабан­туя исподволь содействует сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. По­этому отнюдь не случайно сабантуй сразу после провозглашения Декларации о госу­дарственном суверенитете Республики Та­тарстан был включен в список законода­тельно утвержденных общереспубликанс­ких праздников. Сроки его проведения в районах и городах ежегодно устанавлива­ются Указом Президента РТ. Повсеместно создаются комиссии по подготовке к праз­днику. Помощь в организации сабантуя оказывают предприятия, учреждения и организации.

Примечательной чертой современного сабантуя, начиная с конца 80-х годов XX века, является возрождение праздника в малых аулах - главных хранителях народ­ных обычаев, возвращение его традицион­ных ритуалов. Практика районных и город­ских сабантуев последних десятилетий показала, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и об­щенациональных видов спорта. Основным из них является поясная борьба курэш, ко­торый издревле приобрел основные черты спортивных состязаний: имелись у него и повсеместно принятые устные правила, традиционные народные формы проведе­ния схваток и методика подготовки к ним пахлеванов. Благодаря курэшу заняли свое место в большом спорте многие мастера греко-римской борьбы, среди которых -чемпионы СССР, Европы, мира и Олим­пийских игр. В настоящее время актуальными являются проблемы сохранения са­мобытности курэша, его развития и обога­щения, выведения на международную аре­ну, как сумо, дзюдо, самбо и др.

Некоторые из древних сабантуйных состязаний и игр: бег на различные дистан­ции, прыжки, стрельба из лука, хоккей на траве, борьба на руках - слились с обще­народными и проводятся ныне на основе общепринятых правил. Другие: гиревой спорт, конные скачки, перетягивание кана­та - приобрели все черты современного спорта и имеют четко разработанные пра­вила. Третьи: бег в мешках, бег с коромыс­лом с полными ведрами воды, битье горш­ков, бой с мешками на бревне, лазание на столб (шест) - продолжают оставаться до­стоянием сабантуя, а четвертые (кузна, чуракай и др.) используются как игровой фольклор татарского народа. Проблема изучения и классификации сабантуйных игр из года в год становится предметом серьезного научного обсуждения, т.к. объективное и подробное исследование игрового материала дает дополнительную информацию для освещения отдельных вопросов развития культуры, календарных празднеств, и, в определенной степени, истории расселения и этногенеза татар.

Нельзя представить современный са­бантуй без музыки, песен и плясок. Для него характерно органическое сочетание профессионального и самодеятельного ис­кусств.

География современного сабантуя не ограничивается только Татарстаном, он стал проводиться татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зару­бежья. Новым явлением стали окружные сабантуи в поволжских регионах, в кото­рых есть национально-культурные автоно­мии татар. Праздник повсеместно, где орга­низуется, создает новую национально-культурную ситуацию, и накопленный в последние годы опыт его проведения в пла­нетарном масштабе требует специального изучения.

Предмет гордости древнего сабантуя -непреходящий дух дружбы и гостеприим­ства. Эту черту праздника, наряду с его самобытными обрядами, отмечают в сво­их трудах, относящихся еще к началу XVIII века, его первые исследователи, сравнивав­шие его с древнегреческими олимпийски­ми играми. Сохраняя лучшие традиции та­тарского народа, современный сабантуй стал праздником всех национальностей, проживающих в Татарстане. Сегодня, ког­да наблюдается кризис в духовной сфере общества, вопросы рачительного, разумно­го использования сабантуя в возрождении национального самосознания, культуры приобретают особую актуальность.

Таковы некоторые штрихи, дающие представление об исторических корнях и философии сабантуя. Как один из древних памятников духовности и как эталон кален­дарной праздничной культуры татарского народа он достоин быть включенным в спи­сок нематериального историко-культурно­го наследия человечества ЮНЕСКО.

 

Публикацию подготовил

Дамир Шарафутдинов,

кандидат исторических наук