2011 3/4

Шамсуддин Заки (К 190-летию со дня рождения)

Ш. Заки. Из личного архива О. Б. Назыповой.

В 2011 г. исполнилось 190 лет со дня рождения известного поэта-суфиста, крупного поэта-лирика Шамсуддина Заки. Габдулла Тукай называл его «Матерью Марией»I
среди поэтов того времени.
Генеалогическое древо рода Шамсуддина Заки берет начало в с. Каюки ныне Спасского района Республики Татарстан. Его предки, спасаясь от насильственного крещения, переселились из этого села в д. Ишметово на р. Изяк Оренбургской губернии (ныне Куюргазинский район Республики Башкортостан. — И. Ш.). В ней и родился в 1821 г. в семье муллы Шамсуддин Заки (настоящее имя Губайдуллин Шамсуддин Ярмухаммад угълы). Он был долгожданным ребенком, но появился на свет слепым1. В четыре года Шамсуддин отличался правильной, обдуманной речью, феноменальной памятью. Учился сначала в своей деревне, затем — в медресе соседних сел.
Когда Шамсуддину едва исполнилось тринадцать лет, не стало отца, и мать отдала его в медресе Кутгильде, расположенное в тридцати верстах от родной деревни. Здесь мальчик впервые столкнулся с лишениями и равнодушием, несправедливостью. У бедного сироты, вдобавок незрячего, не было даже своего места, спал он обычно в ногах у богатых надменных шакирдов. Но это не помешало Шамсуддину за зиму одолеть весь курс грамматики, за весну и лето — персидский язык. Через год он знал наизусть в оригинале произведения знаменитых поэтов — Ф. АттараII, СаадиIII. В эти годы в нем пробуждается поэтический талант, он начинает слагать стихи, которые вслух иногда читал вечерами перед сном.
Биографы поэта отмечают его яркую одаренность: он знал наизусть не только Коран, но многие другие книги на арабском и персидском языках и впоследствии стал мударрисом.
В двадцать три года Ш. Заки переезжает в Казань, поступает в Приозерное медресе, в котором обучался в течение семи лет. Еще в годы учебы начал обучать шакирдов начальных классов2.
После организации медресе в родной деревне, в возрасте тридцати лет, вернулся на малую родину, учительствовал. Спустя три года из-за конфликта со старейшинами в д. Зяк-Ишметово вынужден был с группой шакирдов перебраться в медресе д. Стерлибашево Уфимской губернии. Здесь ему было суждено стать учителем будущего знаменитого поэта Мифтахетдина Акмуллы, обучать, а затем работать с поэтом Гали Чокрый.
В 1865 г. Ш. Заки с односельчанами отправляется в хадж. До Черного моря они идут пешком. Но, не выдержав длительной нагрузки в пути, поэт умирает в возрасте сорока четырех лет.
Гали Рахим так нарисовал образ поэта: «Несмотря на то, что он был сукыр суфий”, этот человек предстает перед нами не жалким, еле передвигающим ноги, плетущимся с палкой в руках слепым стариком, наоборот, мы видим его сказочным богатырем, стремящимся вперед, к своей цели, с поднятой головой; он идет уверенными шагами, побеждая на своем пути всех противников, заставляя дрожать даже землю от своей твердой поступи»3.
Ш. Заки в своей поэзии, особенно в «Эррисалэтель фэриза» («Книга об обязанностях»), написанной по-арабски, утверждал суфизм. Однако взгляды его противоречивы: он признает необходимость движения мысли. Далеко не всегда мирится с мистикой. Именно эти качества делали поэта принципиальным, его ум — реалистичным.
Ш. Заки был хорошо знаком с творчеством поэтов Востока — Х. Д. РумиIV, НизамиV, НавоиVI, ФизулиVII. «Благодаря Шамсетдину Заки, — отмечал Г. Рахим, — мы имеем связь не только с такими поэтами, как Суфи АллаярVIII, ЯсавиIX, которые были не только поэтами настоящего суфистского направления, но и непосредственно с классиками узбекской литературы, с Навои и другими. Он связывает, пожалуй, поволжскую литературу с золотым веком узбекской литературы»4.
Поэтический талант Ш. Заки привлекает внимание многих ученых. Около сорока его стихов, вошедших в рукописный сборник, составленный его односельчанином Зиннатуллой Мухаммедрахимом, сохранились в архиве Ризаэтдина Фахретдинова и дошли до наших дней5.
Одним из центральных мотивов его творчества, как отмечалось, является суфизм, в основе которого лежит идея стремления человека к совершенству, любовь к Аллаху. Для творчества Ш. Заки характерны также темы любви к богу, любви к женщине, мотивы отречения от мира, от жизни. Однако грустные настроения поэта сменялись, как у Навои, мотивами жизнелюбия. В отличие от остальных поэтов суфистского направления он призывал людей быть деятельными, быть дружелюбными, помогать друг другу.
Лирический герой поэта не доволен собой: он обвиняет себя в беспечности, испорченности, алчности. Для избавления от этих пороков он находился в поисках правильного пути. По мнению поэта, одной из причин, способствующих отдалению от Аллаха, является увлеченность этим бренным миром, материальной и комфортной жизнью6.
Ш. Заки использует в своих стихах символические образы: «пэрвэнэ» (бабочка, летающая вокруг огня) — это символ жертвы своей души ради любви; «базар» — в творчестве поэта это вселенная или судьба; «вэслэт» — встреча с Аллахом через зикер (молитву); «гамь» — грусть, тоска, печаль, которая находится в душе человека; «дэргях» — порог двери или место, где живут дэрвишиX.
В творчестве Ш. Заки особое место занимают газали — стихотворения о любви. Он творил и в других жанрах, таких, как мадхия, рубаи, кыйтга, фард.
Шамсуддин Заки вошел в историю татарской и башкирской литературы как крупный поэт-лирик философского склада, оказавший определенное влияние на развитие эстетической мысли тюркоязычных народов в XIXв.
***
Недавно нашу редакцию посетила праправнучка Шамсуддина Заки Люция Шакирзяновна Антонова. Она поделилась историей своей семьи, рассказала много интересного о своем роде. В результате изучения своей родословной она собрала информацию о своих родственниках. Генеалогическое древо, в основании которого Султан — Фаткулла — Ярахмад — Шамсуддин Заки, имеет очень широкую крону. Все ныне живущие потомки тесно общаются друг с другом, чтят память предков.
Летом 2010 г. родственники побывали на родине Шамсуддина Заки в д. Зяк-Ишметово Куюргазинского района Республики Башкортостан: на улице, носящей его имя; в доме, где он жил последнее время; на обустроенном роднике, расположенном на той же улице. Посетили школу, встретились с ее учителями и учениками. Познакомились с экспонатами школьного музея, увидели картину местного художника, на которой, по описанию старожилов, изображен Шамсуддин Заки с книгой в руках. На стене школы висит мемориальная доска, на которой написано на двух языках (татарском и русском): «В деревне Зяк-Ишметово жил и работал видный поэт-просветитель башкирского и татарского народов Шамсуддин Заки. 1821-1865 гг.»
В январе 2011 г. на районном конкурсе школа Зяк-Ишметово заняла третье место, выступив с лекцией на татарском языке на тему «Род Шамсуддина Заки не прерывается».
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Шарипова З. Я. Пером и словом. Литературоведение. – Уфа, 1993. – С. 122.
2. Татарская энциклопедия. – Казань, 2005. – Т. 2. – С. 419.
3. Рәхим Г., Газиз Г. Татар әдәбияты тарихы. – Казан, 1925. – Б. 188-189.
4. Шунда ук. – Б. 180.
5. Татар әдәбияты тарихы. – Казан, 1985. – 2 т. – Б. 171.
6. Миңнегулов Х., Садретдинов Ш. XIX йөз татар әдәбияты. – Казан, 1982. – Б. 31.
 
Ильсия Шагапова


I. «Мать Мария» — «Марьям Ана» — так татары называют небольшой стержень в четках в виде поплавка, как бы возглавляющий 99 бус, нанизанных на шнурок.
II.  Фарид ал-Дин Аттар — знаменитый персидский поэт и суфийский агиограф, родился в 1119 г. в Керкене.
III. Абу Мухаммад Муслим ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази — персидский поэт-моралист, родился в 1181 г. в Ширази.
IV. Известный обычно как Руми или Мевляна (30 сентября 120717 декабря 1273) — выдающийся персидский поэт-суфий. Иногда его называли также Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Балхи по названию города Балха, откуда он родом.
V. Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуфперсидский(или иначе иранский) поэт, крупнейший поэт-романтик и мистик, который привнес в средневековую персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль и создал новый стандарт литературного произведения.
VI. Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля14413 января1501) — выдающийся поэтВостока, философсуфийского направления, государственный деятель тимуридскогоХорасана.
VII. Физули — литературный псевдоним (тахаллус) Мухаммеда ибн Сулеймана (другая транскрипция Мехмед бин Сулейманили Магомед Сулейман оглы Физули) поэта и мыслителя XVI в. из Ирака, входившего тогда в состав государства Ак-Коюнлу, а позднее — государства Сефевидов и Османской империи. В разных источниках называется азербайджанским, османским и турецким поэтом.
VIII. Суфи Аллаяр (1644-1721) — узбекский поэт, философ, представитель суфийского учения в Средней Азии.
IX.  Ахмед Ясави (около 1105-1166) — среднеазиатский суфийский поэт и проповедник.
X. Мусульманский аналог монаха, аскета; приверженец суфизма.