2003 1/2

Средневековая история татарского народа: взгляд из Ирана

К сожалению, письменных источников по средневековой истории татарского народа сохранилось относительно немного. Поэтому полноценное изучение татарской истории невозможно без привлечения свидетельств иностранных авторов. Особенный интерес для современных исследователей представляет средневековая персидская историография, в XIII-XV вв. достигшая поистине непревзойденных для средневековья высот. По достоверности излагаемых сведений, информативности и другим качествам здесь особенно выделяются сочинения «Тарих-и джахан-гуша» Ала ад-Дина Джувейни (1226-1283) и «Джами ат-таварих» Фазлаллаха Рашид ад-Дина (1247-1318). Эти качества сочинений Джувейни и Рашид ад-Дина с самого зарождения востоковедения привлекали внимание европейских и российских ориенталистов.
Именно история изучения этих исторических произведений российскими и зарубежными исследователями конца XVIII-XX вв. и является основной целью монографии старшего научного сотрудника Института истории АН Татарстана А. А. Арслановой «Остались книги от времен былых... (Персидские исторические сочинения монгольского периода по истории народов Поволжья)». Работу Алсу Айратовны можно назвать первым в отечественной науке комплексным исследованием эволюции подходов российских и зарубежных востоковедов к персидским историческим хроникам монгольского периода, затрагивающим историю народов Поволжья.
Книга состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается история изучения и использование персидских нарративных источников XIII-XV вв. в Западной Европе и России до XX в. Автор показывает как постепенно, по мере развития ориенталистики, поверхностное отношение европейских и отечественных востоковедов к персидским письменным памятникам переходит в профессиональное изучение исторических источников. В этом направлении особо отмечена заслуга французских исследователей А. К. Д'Оссона и Э. М. Катрмера, английского профессора Э. Г. Брауна, которые в период зарождения иранистики проделали большую работу по изучению персидских источников.
В первой половине XIX в. начинается изучение Востока в российских университетах. Учреждаются Азиатский музей Академии наук, Лазаревский институт восточных языков. В изучении персидских источников большая роль принадлежала восточному разряду Казанского университета, в середине века указом Николая I переведенного в Санкт-Петербургский университет (что нанесло серьезный урон казанскому востоковедению)I. Так, одним из первых исследователем сборника летописей Рашид ад-Дина стал Ф. Эрдман, профессор Казанского университета. Наиболее одаренным исследователем восточных рукописей стал И. Н. Березин, выпускник Казанского университета, который подготовил перевод «Джами аттаварих» Рашид ад-Дина. Рассмотрен вклад в изучение персидских исторических источников и таких российских ученых, как В. В. Григорьев, В. Г. Тизенгаузен, М. А. Гаффаров, В. В. Бартольд, А. Е. Крымский и другие.
Вторая глава освещает основные этапы изучения и особенности разработки сведений персидских источников монгольского периода в XX в. Здесь проанализированы труды наиболее авторитетных ученых Англии, Франции, США, Турции и других стран. Отечественная иранистика в главе представлена такими известными советскими историками, как С. Ф. Ольденбург, Е. Э. Бертельс, И. П. Петрушевский, В. 3. Пириев и другие. Отдельный интерес представляет разбор автором монографии оценок персидских исторических источников монгольского периода, даваемых современными иранскими историками. Отметим, что труды многих из них не известны или малоизвестны не только татарстанским, но российским исследователям в целом. Между тем труды современных иранских исследователей содержат результаты углубленного поиска новых данных по истории монгольских завоеваний и их оригинальную интерпретацию. Автором книги проанализированы работы таких признанных историков, как Аббас Экбаль, Ширин Баяни, Забихулла Сафа, Манучехр Муртадави.
Ценные сведения для отечественных исследователей предоставляет третья глава монографии А. А. Арслановой, в которой рассматривается информативный потенциал персоязычных источников для изучения истории народов Поволжья в эпоху монгольских завоеваний и Золотой Орды. Вначале автор сравнивает и уточняет переводы соответствующих фрагментов «Тарихи джа-гангуша» и «Джами ат-таварих», выполненные И. Н. Березиным, В. Г. Тизенгаузеном, М. А. Гаффаровым, Дж. Э. Бойлем, Ю. П. Верховским, А. А. Али-Заде и дает собственный их перевод. Сравнение текстов перевода разных авторов, их анализ и интерпретация позволяет читателю проникнуть в сложнейшую лабораторию исследователя персидских текстов.
Далее автором рассматриваются проблемы этнонимии Поволжья и топонимики Золотой Орды по данным персоязычных источников XIII-XV вв. Известно, что монгольские завоевания сыграли далеко не последнюю роль в формировании татарского народа. Одной из важнейших проблем в свете продолжающейся дискуссии вокруг этногенеза татарского народа является интерпретация этнонима «татары». Автор рассматривает, как оценивалось содержание этого термина на основании персидских источников востоковедами разных поколений – Г. Ю. Клапротом, И. Н. Березиным, B. В. Бартольдом, Н. Н. Козьминым, C. Г. Кляшторным и другими. Проанализировав суждения авторитетных исследователей, А. Арсланова сделала вывод о том, что проблема исторической интерпретации терминов-этнонимов «татары» и «монголы» и сегодня далека от своего удовлетворительного разрешения. Тем более важен для ее решения доскональный анализ использования терминов «татары» и «монголы» в обширном круге исследований и источников.
Отметим, что отдельную информативную ценность книги представляют подробные примечания, содержащие значительный дополнительный материал и позволяющие глубже раскрыть тему исследования. Книга также снабжена цветными и черно-белыми иллюстрациями, представляющими репродукции из китайской живописи, персидских миниатюр с портретами монгольских ханов, бытовыми сценами, передающими «дух времени».
По нашему мнению, автор справился с поставленной задачей, подробно проследив эволюцию изучения персидских источников и их интерпретацию различными зарубежными и отечественными исследователями и школами за более чем двухсотлетний период. Осмысление опыта, накопленного несколькими поколениями исследователей, позволило А. Арслановой показать как достижения мировой иранистики в области анализа памятников персидской историографии монгольского периода, так и выявить остающиеся проблемы. Выход в свет монографии Алсу Арслановой является важным этапом отечественной исторической науки и отражением большого творческого потенциала исследователя.

I  А. Ногманов. Николай I: «Преподавание восточных языков в Казанском университете прекратить...» // Гасырлар авазы-Эхо веков.-1998-№ 3/4.-С.56-59.

Файзелхак Ислаев,
кандидат исторических наук