2010 1/2

Из истории военных будней г. Буинска

В годы Великой Отечественной войны БуинскI представлял собой небольшой город с населением 5 902 человека1. Из Буинского района на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков ушли более 10 тысяч жителей2. 3 089 буинцев за мужество награждены орденами и медалями. Трое из них удостоены звания Героя Советского Союза: уроженец с. Большое Фролово П. Г. Шафранов, буинец А. В. Самочкин, житель с. Шигали М. Т. Гарнизов. Полным кавалером ордена Славы стал З. М. Арусланов. А. М. Карташов из с. Альшеева в октябре 1943 г. закрыл грудью амбразуру вражеского дзота3.
Тяжелые испытания выпали на долю оставшихся в тылу. Полуголодным женщинам, старикам и подросткам нужно было помогать фронту, работая от зари до зари, делить кров и скромное пропитание с эвакуированными.
Уже 14 июля 1941 г. в город начали прибывать первые эвакуированные4. Для них были подготовлены помещения Буинского дошкольного педучилища. Приказом Народного комиссара просвещения ТАССР № 277 от 30 июня 1941 г. все его общежития были переданы под детские дома5.
Буинский район принимал жителей из Москвы и Московской области, Ленинграда и Ленинградской области, Мурманска и т. д. Эвакуированные в эшелонах прибывали в Самару, затем на паромах до Тетюш и только после долгой мучительной дороги на гужевых повозках, а чаще всего пешком, — в Буинск.
13 февраля 1942 г. на заседании исполкома Буинского райсовета депутатов трудящихся председатель горисполкома Г. Т. Фахрутдинов отмечал: «За время Отечественной войны в Буинский район прибыло 908 эвакуированных семей, или 3 509 человек,.. 240 человек работают на предприятиях и учреждениях, остальные работают в колхозе (на территории города располагались земли колхоза Красная Армия. — Авт.), […] квартирами обеспечены полностью как в городе, так и в деревне, для отопления квартир отпущено более 800 куб[ометров] дров, кроме того, оказана материальная денежная помощь эвакуированным — 22 500 р. Выявлены […] особо нуждающиеся, для которых выделено 150 пар валенок и 1 500 мет[ров] мануфактуры и другие продовольственные и промышленные товары»6. Было принято решение о строительстве для эвакуированных четырех жилых домов7. Согласно постановлению СНК ТАССР от 28 февраля 1942 г., предстояло «всем колхозам, на территории которых располагались эвакуированные детские учреждения, выделить по 5 га земли каждому детдому для посева огородных культур с последующим оформлением на общем собрании колхозников. Одновременно обеспечить их требуемым количеством семян и обработкой земли»8. За каждым детским учреждением в Буинском районе было закреплено по несколько шефствующих колхозов. Всего таких детских домов было семь9 и один детский санаторий, эвакуированный из Подмосковья.
Особая страница истории города периода Великой Отечественной войны — строительство железной дороги Свияжск — Буинск.
В январе 1942 г. председатель ГКО И. В. Сталин подписал постановление о строительстве Волжской рокады — железной дороги Сызрань — Саратов — Сталинград. Ведение работ было поручено Главному управлению лагерей строительства железных дорог, а на участке Саратов — Вольск — народному комиссариату путей сообщения.
Летом 1942 г. обстановка на фронтах осложнилась: враг рвался к Сталинграду, поэтому ГКО устанавливает все более жесткие сроки открытия движения — 1 октября, а затем 10 августа. Материалы верхнего строения пути доставлялись по проложенной еще до войны линии БАМ — Тында. На 103-й день с начала земляных работ, 7 августа, по участку Иловля — Петров Вал пошли поезда, a 11 сентября было открыто движение на 200-километровом участке от Саратова до Петрова Вала.
ГКО постановлением от 15 февраля 1942 г. за №1286/СС поручил «НКВД производство изысканий, составление проекта и строительство ж[елезно]д[орожной] линии Свияжск — Ульяновск. Эта линия является северным звеном меридиальной ж[елезно]д[орожной] магистрали, которая должна пройти правым берегом Волги через Ульяновский узел — Сызрань — Вольск — Саратов — Камышин и на юге примкнуть к Сталининградскому узлу»10.
Буинская дистанция пути, таким образом, была основана 17 ноября 1942 г.11 Из земельного фонда Буинского района райисполкомом на строительство железной дороги было выделено 357,84 га земли12. Дистанция строилась в кратчайшие сроки, что потребовало неимоверных человеческих сил. Вот как рассказывает о тех днях бывший бригадир путейцев А. К. Петров: «Работали на возведении пути на нашем участке возле города Буинска в основном репрессированные поволжские немцы. А также — мобилизованные по трудовой повинности местные жители: крестьяне, жившие за 30-35 км от места прокладки дороги, демобилизованные по ранению фронтовики, подростки, пенсионеры, женщины. Жили в палатках, землянках, в чистом поле. Некоторые спали прямо у насыпей и мостов. Работали от темна до темна в любую погоду. А питались скудно, траву с водой варили на костре. Хлеб выдавали очень редко. […] Основная техника — кирка, лом, лопата, тачка. Руки да спины. Но люди выжимали из техники все возможное. Примитивной была и технология строительства. Балласт ровняли лопатами, трамбовали ногами. Рельсы и шпалы подвозили старогодние, снимали их с недостроенных участков тупиковых веток тогда еще Казанской дороги»13.

Приказ начальника Казанской железной дороги Сорокина об организации хозяйственных единиц на участке Свияжск — Киндяковка Казанской железной дороги. 17 ноября 1942 г. НА РТ, ф. Р-353, оп. 1, д. 226, л. 230.

Буинская путевая часть входила в состав Казанской железной дороги. Первые поезда по железной дороги Свияжск — Буинск — Киндяковка официально были пущены 9 декабря 1942 г. Приказ народного комиссариата путей сообщения № 504 принять полностью в эксплуатацию линию Свияжск — Киндяковка и «открыть для движения поездов с 6 часов» был утвержден 17 октября 1942 г.14
18 ноября 1942 г. на заседании исполкома Буинского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение о размещении отделений Казанской железной дороги в городе Буинске. «Учитывая необходимость размещения отделения связи в условиях конкретных требований технических правил в непосредственной близости с отделением движения, предоставить отделению связи дом № 55 по ул. К. Либнехта, занимаемый 4-м отделением Волжлага; 2. Предложить 4-му отделению Волжлага занимаемый дом за № 35 по ул. К. Либнехта освободить к 20-му ноября с[его] г[ода] и переместиться в дом № 43 по ул. Вахитова»15.
В строительстве железной дороги Свияжск — Ульяновск участвовало 31 556 человек. «Вооружены» они были 17 экскаваторами, 392 автомашинами ЗИС-5, 20 тракторами и 1 082 лошадьми. Стройка располагала 481 армейской брезентовой палаткой размером 7×21. К ней были прикреплены 18 паровозов. Свыше 19 тысяч тонн рельсов легли на 354 159 шпал. На линии было оборудовано 14 временных электростанций, было построено оборотное локомотивное депо на станции Кильдуразы. В первое время организовывалось движение 12 пар поездов в сутки с участковыми скоростями 24-34 км в час. Их водили паровозы из локомотивных депо Юдино и Канаш. Требовалось ввести в эксплуатацию промежуточные станции Кубня, Кильдуразы, Буа, Цильна и разъезды16.
В настоящее время Буинская дистанция пути ликвидирована и существует лишь Буинское отделение путевой части Казанского отделения Горьковской железной дороги. Буинские путейцы обслуживают 157-километровый участок рокадной линии Свияжск — Ульяновск — Волгоград между станциями Свияжск и Цильна, 12 железнодорожных станций, расположенных в Зеленодольском, Кайбицком, Апастовском, Буинском, Дрожжановском районах Республики Татарстан и Цильнинском районе Ульяновской области.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. НА РТ, ф. Р-1296, оп. 18, д. 519, л. 11.
2. Они вернулись с Победой. Буинский район РТ. – Казань, 2007. – С. 3.
3. Там же.
4. Архивный отдел исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ, ф. 37, оп. 4, д. 16, л. 4-5 об., 7-7 об.
5. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 18, л. 40.
6. Архивный отдел исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ, ф. 37, оп. 1, д. 27, л. 20 об.
7. Там же, ф. 6, оп. 1, д. 33, л. 39 об.
8. Там же, ф. 37, оп. 1, д. 27, л. 58 об.
9. Там же, л. 59.
10. Рельсы ведут в Буинск / Сост. Н. В. Морохин. – Саров, 2003. – С. 3.
11. НА РТ, ф. Р-353, оп. 1, д. 226, л. 230.
12. Там же, ф. Р-128, оп. 30, д. 72 а, л. 31.
13. Рельсы ведут в… – С. 16.
14. НА РТ, ф. Р-353, оп. 1, д. 226, л. 275.
15. Архивный отдел исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ, ф. 6, оп. 1, д. 21, л. 86-86 об.
16. Рельсы ведут в… – С. 15-16.
 
 
Из доклада председателя исполкома райсовета Салахова на пленуме РК КПСС
о развертывании предоктябрьского социалистического соревнования за всемерную помощь фронту
21 сентября 1942 г.
[…] Обсудив вызов коллектива рабочих, работниц, инженерно-технических работников и служащих ордена Ленина завода № 170 им. Владимира Ильича на предоктябрьское соцсоревнование, совещание председателей колхозов и сельсоветов Буинского района одобряет вызов и, включаясь в предоктябрьское (ХХV годовщину) социалистическое соревнование, берет на себя следующие обязательства:
1. Полностью закончить уборку урожая по всем видам культур к 10/Х-[19]42 г. с хорошим качеством.
2. Закончить молотьбу на 100 % к 5/ХI с[его] г[ода] и вывести хлебопоставки и натуроплату государству на 100 % к тому же сроку.
3. Полностью выполнить обязательства перед государством как колхозами, так и колхозными дворами и единоличными хозяйствами ко дню ХХV годовщин[ы] Октября (молоко, мясо, шерсть и другие виды заготовок).
4. Выполнить план мобилизации средств как по обязательным платежам, так и по добровольным платежам на 90 % к годовому плану.
5. Выполнить план зяблевой вспашки на площади 22 000 га с хорошим качеством к установленному сроку Совнаркомом и ОК ВКП [(б)] по спущенному графику исполкомом райсовета и РК ВКП [(б)].
6. Полностью закончить подготовку к зимовке скота и выполнить план заготовки по всем видам скота на 100 %.
7. Развернуть сбор теплых вещей для Красной Армии, выполнить план по каждому колхозу, предприяти[ям] и учреждении[ям] не позднее 15 октября с[его] г[ода].
8. Организовать среди колхозников и колхозниц, а также среди рабочих и служащих сбор октябрьских подарков для доблестных бойцов Красной Армии.
Председатель исполкома райсовета Салахов (подпись).
Секретарь исполкома райсовета Каримов (подпись).
Архивный отдел исполнительного комитета
Буинского муниципального района РТ, ф. 37, оп. 1, д. 29, л. 20.
 
Публикацию подготовили
Гульназ Латыпова,
аспирантка Института истории
им. Ш. Марджани АН РТ,
Ильгиз Нигматуллин,
краевед


I  Г. Буинск расположен в юго-западной части Республики Татарстан.